Соня Псардиева
Актуальность проблемы толерантного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В современной социально-экономической ситуации все большее число людей вовлечено в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается увеличение агрессии. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неординарной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, традициями. Однако это приводит к появлению противостояния между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). Человек — существо социальное, его жизнь и развитие возможны только лишь в обществе, что предполагает его взаимодействие с другими членами общества. Конструктивное общение — непременное условие развития человека и общества. Толерантность является мощным фактором, обеспечивающим высокую степень такого общения. Одной из первой и важнейшей характеристик демократического государства в наши дни признается толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире.
Публикация «Актуальность проблемы толерантного воспитания» размещена в разделах
В формировании целей образования все более приоритетным рассматривается самосовершенствование человека. Современная российская школа отходит от педагогики единых требований и авторитарных взглядов. Возрастание субъектности ребенка в педагогическом процессе все чаще признается основным его воспитательным результатом. При этом воспитание рассматривается как целенаправленное взаимодействие с учащимся для становления его личностного опыта с целью выработки у него нравственно обоснованной жизненной позиции.
Формирование адекватного отношения к действительности и нравственных ориентиров социального поведения особенно значимо в подростковом возрасте, так как именно в этот период закладываются основы сознательного и принципиального поведения в обществе, наблюдается рост интеллектуальных сил, стремление проникнуть в сущность изучаемых явлений. В то же время осознание действительности, понимание окружающей среды (друзья, семья и т. д., оценка ее и самооценка — все это зачастую сопряжено с существенными ошибками в поведении подростка, которые нередко проявляются в грубости, упрямстве, негативизме, капризах, приводящих к конфликтам.
Толерантность в качестве цели воспитания ребёнка определяется как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегая конкуренции в рамках универсальных прав и свобод личности, обеспечивает устойчивость индивидуальности человека (т. е. позволяет не поступаться собственными принципами) и гармоничное развитие личности в социуме.
Воспитание толерантности у ребёнка будет более успешным, если:
— толерантность будет рассматриваться участниками образовательного процесса как один из личностно значимых приоритетов воспитания и пониматься в качестве педагогической цели;
— в становлении толерантности ребё нка будут выделяться четыре стадии: от случайного проявления толерантности через признание возможных толерантных отношений, к доброжелательным отношениям в малой группе, а от них — к становлению толерантности, выходящей за пределы малой группы;
- воспитание толерантности будет обусловлено спецификой условий взаимодействия малых групп как ступеней развития ситуации взаимодействия: "Предложение возможных отношений"; "Я — группа"; "Группа — другие группы"; "Я - другие группы", которые позволяют разумно сочетать общечеловеческие, национальные и индивидуальные качества в развитии личности;
- в воспитании толерантности при организации взаимодействия малых групп, приоритетным будет деятельностное опосредование межличностных отношений, обусловливающее ориентацию на сотрудничество и познание неоднозначности в понимании истины индивидом.
Становление толерантности происходит не от внешнего источника, а по логике внутреннего процесса социализации, что обеспечивается взаимодействием четырех уровней: нейтрально-конфликтного, притязательного, статусного, рефлексивного. Критерием выделения уровней служит степень самостоятельности проявления подростковой толерантности. Уровневыми показателями проявления толерантности служат : наличие адекватной самооценки, непосредственная эмоциональная оценка, осознанность мотивации толерантности, характер совместной деятельности, ситуативное эмоциональное отношение, степень рефлексивной активности, зависимость от внешних условий, от ситуаций, в которые попадают подростки.
Толерантность, сформированная в детские годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме. Способность
принять иную точку зрения становится одним из критериев человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, способного усваивать и перерабатывать новую информацию, способного к социальной адаптации и социальному творчеству.