Ирина Дубова
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста, проживающих в районе Крайнего Севера
▼ Скачать + Заказать документы
Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.
Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой.
Публикация «Актуальность использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста, проживающих в районе Крайнего Севера» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Дошкольный возраст является одним из ключевых периодов в формировании здоровья будущего поколения. В этом возрасте, происходит активное физическое развитие ребёнка, дальнейшее формирование структуры и совершенствование функции внутренних органов, что определяет уровень адаптации организма ребёнка к воздействию факторов внешней среды. Место проживания ребёнка, иными словами «географическая среда» оказывает огромное влияние на развитие ребёнка.
Дети, проживающие в районах Крайнего Севера, являются наиболее социально незащищенной группой населения, находящейся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. Условия проживания ребёнка на территории Крайнего Севера оказывают непосредственное влияние на рост и развитие растущего детского организма.
Под влиянием неблагоприятных климатоэкологических факторов, происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы.
Климат Севера характеризуется рядом факторов, отрицательно влияющих на физическое состояние и здоровье детей.
Условия полярного дня и полярной ночи не являются безразличными в развитии ребёнка. В одних случаях наступает удлинение периода дневного возбуждения, в других - удлинение фазы ночного торможения. Резкое увеличение интенсивности естественного освещения способствует повышению тонуса симпатической нервной системы и наоборот: короткий полярный день ведёт к понижению тонуса нервной системы, быстрой истощаемостью нервных процессов, утомляемости и слабости нервных процессов. Кроме того, ультрафиолетовая радиация оказывает влияние на физическую работоспособность.
Контрастная смена погоды оказывает значительные перестройки в реакциях адаптации организма. Возникающие метеорологические реакции вызывают нежелательные изменения в самочувствии человека, его настроении, снижают уровень АД и физической подготовленности, усугубляют течение болезни. Несмотря на полноценное питание, для Севера характерно распространение эндогенных и экзогенных гиповитаминозов.
Особенно чувствителен детский организм к дефициту солнечной радиации в связи с развивающейся при этом недостаточностью витамина Д и нарушением фосфорнокальциевого обмена.
Особое значение проблема влияния климатоприродных экологических факторов на развитие детского организма имеет для детей с нарушением речи. Им изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия.
Таким образом, негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить,беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни является одной из значимых и приоритетных.
Поэтому необходимо знать состояние здоровья каждого ребёнка, учёт особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, создания определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.
Одним из успешных и эффективных средств, способствующих укреплению детского организма, на наш взгляд, является применение здоровье сберегающих технологий.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения: «здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
«Здоровье сберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня здоровья (физического, психического и социального благополучия) воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью.
Выбор здоровье сберегающих технологий зависит от многих факторов: программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
В нашем дошкольном образовательном учреждении, реализуется коррекционные программы под редакцией Алямовской В. Г «Здоровье, которая направлена на комплексное решение вопросов оздоровления детей, формирование и пропаганду здорового образа жизни среди детей и родителей на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
В работе с детьми выделено 3 направления работы:
1. Физкультурное (организация рациональной двигательной активности в течение всего дня, индивидуально-дифференцированный подход к организации двигательного режима, распределение детей на группы здоровья, работа с группой ЧДБ детей).
2. Лечебно-оздоровительное (закаливание, медикаментозная профилактика в период повышенной заболеваемости).
3. Валеологическое.
Программа предусматривает активное взаимодействие по всем разделам программы:
«Физическая культура» - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;
«Познание» - расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Социализация» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Безопасность» - формирование основ безопасной жизнедеятельности;
«Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
В воспитательно – образовательном плане планируем индивидуальные беседы, инструктажи, игры - тренинги, планируем совместную и самостоятельную деятельность с детьми : дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и самостоятельные игры с атрибутами уголка: «Здоровье».
В группе создан «Уголок здоровья», где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголке помогает ребёнку познать себя, учит анализировать своё состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогает освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В «Уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
В группе планируются занятия по ЗОЖ, на которых детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводим к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
В режиме дня и занятий рационально используем двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, динамические паузы, минутки здоровья, элементы релаксации).
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нём необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Закаливающие мероприятия – это важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни.
Мы добились следующих результатов:
1. осознание детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
2. повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
3. овладение навыками самооздоровления;
4. снижения уровня заболеваемости.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей, планируем - тематические выставки, оформляем информационный уголок здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
В заключении, хочется отметить, что целенаправленная реализация программы, с использованием здоровье сберегающих средств, позволило повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у родителей положительные мотивации на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечило индивидуальный подход к каждому ребёнку, позволило добиться снижение заболеваемости.