Александра Сорокина
Опыт работы по использованию лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации му-зыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.
Публикация «Опыт работы по использованию лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук по теме «Музыка». Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и со-творчества взрослых и детей является использование лэпбука.
В дословном переводе с английского языка «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это достаточно новое сред-ство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельно-сти, в том числе и в музыкальной.
Если быть точнее, то лэпбук можно отнести к форме организации учебно-го материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук представляет собой картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-книжками и другими интересными окошками, где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает детей-дошкольников и позволяет пре-поднести детям нужный материал в занимательном виде.
Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивиду-альной работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Цель использования лепбука : обеспечение активности ребёнка и разнообра-зия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Основные задачи:
1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициа-тивность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и ор-ганизовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого ма-териала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Воспитателям очень удобно использовать лэпбук как форму организа-ции «Центра музыкального развития» на группе, изготовленный в соот-ветствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определён-ной группы.
Лэпбук используется в самостоятельной и совместной музыкальной деятель-ности детей в группе в режиме дня.
Использование лэпбука в музыкальном воспитании
Свой лэпбук я изготовила непосредственно для использования его на музыкальных занятиях, в кружковой работе, а так же в индивидуальной ра-боте с детьми. Каждая страница моего лэпбука соответствует одному из ос-новных видов деятельности, которые присутствуют на традиционном музы-кальном занятии :
«Прохлопай ритм»
Цель: развитие у детей чувства ритма.
Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоя-тельно играет ритм на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопыва-ет его в ладоши.
«Слушаем музыку» игровое пособие
Цель: развитие памяти и музыкального слуха.
Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. Ребе-нок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и компо-зитора, написавшего эту музыку.
Игра на определение настроения музыки.
Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произве-дения, выражать настроение мимикой.
Ребенок слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответ-ствующую карточку с эмоцией.
Преимущества использования лэпбука :
1. Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образова-тельных областей, объединяя весь материал в единое целое.
2. Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индиви-дуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе со-держания своей деятельности.
3. Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятель-ность.
4. Вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приоб-ретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хоро-шую основу для школьного обучения.
5. Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, осо-бенно в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).
Результативность применения лэпбука в музыкальном воспитании
дошкольников
В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое разви-тие» в музыкальной деятельности нами получены положительные результа-ты:
1. Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
2. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
3. У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной дея-тельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.
4. Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.