Груздева Ольга Александровна
Актуальность и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. При этом воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств ребёнка происходит через ознакомление с историческим прошлым и настоящим своего города, природой родного края, достопримечательностями и знаменитыми земляками.
Публикация «Актуальность и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом» размещена в разделах
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский. Именно этот процесс – «воспитание сердца» - происходит при накоплении знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родному городу. При ознакомлении детей с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями создаются условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь.
В процессе этой работы воспитывается уважение к символике, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, желание приносить пользу городу, в котором мы живём.
Чтобы работа по ознакомлению с родным городом проходила максимально и эффективно и интересно для детей необходимо помнить, что:
- ознакомление с родным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс;
- краеведческий материал должен вводиться с учётом принципа постепенного перехода от более близкого к менее близкому, менее значимому для ребёнка;
- должен осуществляется деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края (организация продуктивной деятельности, экскурсии, изготовление альбомов, книжек и т. п.);
- в группе должна быть создана предметно-развивающая среда (уголок «Моя семья - мой город – моя страна»);
По данному направлению работы должно быть организовано эффективное взаимодействие с родителями (совместные занятия, праздники, развлечения, экскурсии, вечера досугов, изготовление альбомов, макетов, участие в выставках совместного творчества и др.).
Чтобы организовать работу с детьми по ознакомлению с родным городом, воспитатель сам должен иметь знания об истории, культуре, достопримечательностях и знаменитых людях Ярославля.
Рассказывая детям об истории, достопримечательностях родного города следует помнить следующие правила:
- сопровождать рассказ наглядным материалом (фотографиями, схемами, рисунками и т. п.);
- использовать художественное слово (стихотворения, загадки);
- обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы
- активизировать их внимание, стимулировать познавательную активность;
- не называть много дат: они затрудняют восприятие материала;
- использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Ярославль – древний город. В Ярославле сохранилось много храмов, старинных церквей, построенных много лет назад.
Ярославль – исторический город. Ярославлю больше 1000 лет. У него большая многовековая история. Об истории города рассказывают памятники.
Ярославль – культурный город. В Ярославле есть театры, музеи, концертные залы. В городе много мест, где можно приобщиться к культуре - посмотреть спектакль, послушать музыкальные произведения.
Ярославль – интересный город. В Ярославле много интересных мест, куда можно сходить с родителями, друзьями. Это планетарий, зоопарк, дельфинарий, цирк, детская железная дорога, Арена-2000.
Ярославль – красивый город. В городе много ухоженных парков и скверов. Стрелка, набережная р. Волги, много красивых зданий.
Ярославль – медвежий город. Медведь – символ нашего города. Медведь с секирой изображён на гербе города. В Ярославском музее – заповеднике живёт живой символ нашего города – медведица Маша.
В результате, у детей появляется интерес к родному городу. Они с большим желанием рассматривают книги, иллюстрации о достопримечательностях города, с интересом слушают историю возникновения герба г. Ярославля. Изучают карту города – находят знакомые улицы, места в городе, о которых узнали и где уже побывали.