Ольга Айшапахова
Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем.
За многовековую историю жизни человека сложилось два направления воспитания детей : семейное и общественное, каждое из которых представляет социальные институты воспитания, обладает своими возможностями, способностями в формировании личности подрастающего поколения. Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка, что требует их взаимодействия.
Публикация «Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» размещена в разделах
Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
- первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
- второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
- третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.
Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную тремя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
1-й блок – Изучение семьи (анкетирование, наблюдение, беседа, создание ситуаций, самонаблюдение). Задача блока- последовательное и системное исследование семьи с целью дальнейшего планирования, организации и проведения различных форм работы с родителями.
Например, мы изучаем оценочное отношение взрослого к ребенку, их личностные качества и особенности взаимоотношений. Это хорошо прослеживается в утренние и вечерние часы, во время праздников, развлечений, совместного труда. Полученные в ходе наблюдений данные
подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы по отношению к ребенку.
При проведении рисуночного теста «Моя семья» с детьми старше 5 лет дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Тест помогает глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, как воспринимает окружающий мир, семью. По итогам тестирования мы получаем ценную информацию.
Учитывая, что игра-ведущий вид деятельности дошкольника, игры с семейным сюжетом дают много информации о семье. Анализ воспроизведения детьми своего жизненного опыта и реакция родителей на ту или иную ситуацию дают ответ на вопросы о взаимотношениях в семье, о семейных ценностях.
Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2-й блок - Новые способы общения. Основная задача этого блока - повышение педагогической грамотности родителей через различные формы работы : лекции, семинары, открытые занятия, практические занятия, конференции, работы творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации.
Долгие годы в дошкольной педагогике господствовали тенденции подхода к родителям как к объектам воздействия педагогов. С ними «работали», «просвещали». Такой подход приводил к тому, что все предлагаемые нововведения рассматривались родителями как нечто внешнее и поэтому отвергались. Постепенно прежнее отношение к родителям сменяется на новое. ФГОС даёт возможность сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы общения.
3-й блок - Включение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Основная задача- создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения. Формы работы : соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия и др.
С родителями мы стараемся использовать интересные формы работы. Привлекаем к участию в спортивных развлечениях «Проводы зимы», «Веселые старты», «А ну-ка, папы!». В течение учебного года в учреждении проводится много конкурсов, в которых демонстрируется совместное творчество детей и родителей. Все участники обязательно поощряются, что служит стимулом для проявления активности. Включаем родителей в состав жюри. Родительские собрания проходят с использованием мультимедийного оборудования с показом слайдов из жизни их детей.
Большое значение при работе с родителями имеет прослушивание аудиозаписей с высказываниями их детей на различные темы. Порой родителям приходится задумываться и пересматривать свою линию поведения.
Мы считаем, что большую пользу получают родители и педагоги в ходе обмена опытом. Это и секреты по приготовлению полезных для здоровья блюд «Вкусно, полезно, доступно», опыт «Закаливание детей в домашних условиях», опыт многодетной мамы - «Организации совместных игр», опыт семьи - «Этот день рожденья!».
Организация фотовыставок на тему семейного отдыха служит пропаганде ведения семьями здорового образа жизни.
«Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет» - слова А. С. Макаренко подтверждают мысль о том, что основы здорового образа жизни необходимо закладывать еще в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации c семьей остается очень важной, актуальной, приобретая порой обостренный характер. Проблемы в отношениях между семьями и образовательными организациями могут быть связаны, например, c несовпадением взаимных ожиданий. Зачастую педагоги испытывают большие трудности в общении c родителями по причине неправильного выбора формы сотрудничества.
Для реализации содержания работы по взаимодействию ДОУ и семьи используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия : беседа, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка и т. п.
Эти формы становятся эффективными только в том случае, если удается найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.
Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
В нашем ДОУ мы активно практикуем совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.
1. Совместные мероприятия педагогов и родителей :
Родительские собрания;
Консультации;
Беседы;
Вечера для родителей;
Тематические выставки;
Педагогические советы;
Встреча с администрацией;
Совет родителей.
2. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей :
Дни открытых дверей;
Турниры для знатоков;
Кружки;
КВН, викторины;
Праздники;
Семейные конкурсы;
Просмотры фильмов;
Концерты;
Оформление групп;
Соревнования;
Благоустройство ДОУ и территории.
К сожалению, многие современные родители утратили ласковую форму общения с детьми. Поэтому надо помочь им - научить понимать своего малыша, дарить ему свою любовь, испытать радость общения с ним.
Практика подсказывает, что необходимо дальнейшее распространение лучшего опыта семей– как высокоэффективного метода в воспитании детей. А также необходима планомерная работа педагогического коллектива по повышению педагогических знаний у родителей.
Вовлечение родителей в семейные клубы, в совместные мероприятия помогает развивать навыки общения со своими детьми, стабилизировать детско-родительские отношения.
Детские годы - самые важные в жизни человека и, какие уроки ребенок извлечет в этот период, зависит от взрослых, от их личного примера. Все основы формирования личности ребенка начинаются в семье.
Многие исследователи отмечают, что в современной практике дошкольного образовательного учреждения используются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия – консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков. Такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму (Т. И. Бабаева, А. Л. Венгер, Л. Ф. Тихомирова). Эти формы взаимодействия ДОУ и семьи предполагают более активную позицию сотрудников ДОУ и, чаще всего, пассивную исполнительскую позицию родителей. Основная цель такого взаимодействия – информирование родителей.
Выбирая наиболее приемлемые формы взаимодействия, родители отдали предпочтение индивидуальным формам, в которых легче решить конкретные проблемы воспитания ребенка. Приоритетная форма - индивидуальное консультирование – свидетельствует о потребности родителей решать конкретные проблемы развития ребенка, а не просто узнавать какую-либо информацию о воспитании и обучении детей. Это также проявление потребности услышать добрые отзывы о ребенке, поделиться сомнениями с воспитателем. На практике не всегда охотно родители взаимодействуют с педагогами. Одна из причин – неверно определенное содержание взаимодействия. Многие педагоги из благих побуждений говорят с родителями о проблемах ребенка, почти не отмечая его достижения. Это эмоционально для родителя тяжело, и он уходит от контакта. Взаимодействие становится формальным, стороны недовольны, проблема не решена.
Успех взаимодействия между ДОО и семьей определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы.
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, педагоги дошкольных образовательных учреждений ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии.
1. Формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т. п.
2. Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов.
3. Формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
4. Наглядные формы : библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, уголки для родителей и др.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.