Оксана Кармалицкая
Активизация словаря по теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весна», упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи; развивать умения детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление, а также физиологическое дыхание, общую и мелкую моторику.
Публикация «Активизация словаря по теме „Весна“» размещена в разделах
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.
Педагог предлагает отгадать загадку:
Солнце ярче светит
Дует тёплый ветер
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла (весна).
Дети: Это время года весна.
2. Введение в тему: «Догадались вы, про что сегодня будем говорить? — О весне. — Все рады
весне, ждали ее с нетерпением.
Белое покрывало
Всю зиму её укрывало
Солнце припекло
Одеяло утекло.
Первый вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник)
Логопед: Почему его так называют?
Логопед: А цветочек, то у нас не один, смотрите, сколько вокруг него лепестков. А лепестки не простые, каждый поможет припомнить вам приметы весны. А вот и первый лепесток. Что же весна нарисовала нам на лепестке? Она наверно хотела бы узнать у вас, что вы можете сказать о весеннем солнышке. Какое оно?
Логопед: Солнышко какое?
Дети:– яркое, радостное, веселое, теплое, большое, ласковое.
Логопед: Солнышко весной что делает?
Дети:– греет, припекает, ярко светит, чаще появляется…
Логопед: Небо весной какое?
Дети:– Голубое, чистое, высокое.
Облака на небе лёгкие, пушистые, белые.
А вот наше солнышко лучистое. Чего не хватает нашему солнышку (Лучиков). Давайте сделаем наше солнышко лучистым.
(вывешиваю солнышко на коврограф и читаю стихотворение)
Солнце вывалилось
В небо выкатилось
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Логопед: А вот и второй лепесток. Что же весна нарисовала нам на этом лепестке? Она наверно хотела бы узнать у вас, что происходит с землёй весной.
Белое покрывало
Всю зиму её укрывало
Солнце припекло
Одеяло утекло.
Что за тёплое одеяло, которое землю укрывало? Какая земля стала?
Дети:– Земля весной оттаивает. Она рыхлая, тёплая, мягкая, мокрая.
Дети:– Трава весной молодая, светло-зелёная, шелковистая, яркая. (Дети прикрепляют травку к коврографу)
Логопед: А вот и третий лепесток.
Ветки к солнцу потянулись,
Почки лопнули, проснулись.
На чём?
Дерево нарисовано на третьем лепесточке. Весна наверно хотела бы узнать у вас, что происходит весной с деревьями.
Дети отвечают: деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зелёные, липкие, пахучие.
Логопед: А вы были в лесу, слышали, как шумят деревья – ш-ш-ш. А как свистит ветер – с-с-с-с.
Четвёртый лепесток. Символ – животного
Расскажите, что происходит с животными весной?
Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют старую зимнюю шубку на новую. А заяц линяет и цвет меняет.
Давайте с вами покажем, как медведь просыпался после зимней спячки.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Пятый лепесток. Символ птицы.
Дети, что происходит в жизни птиц весной?
Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Шестой лепесток. А вот посмотрите какой странный символ весна нам нарисовала. Что на нём нарисовано? Интересно, что весна хотела бы узнать у нас?
Дети: Какую одежду носит человек весной?
Люди надевают весеннюю одежду.
А вот и последний лепесток. Кого весна на нём нарисовала? Она хотела бы узнать, какие интересные игры приносит весна?
Ребята а вы заметили, что мы с вами составили целый рассказ о весне. Послушайте пожулуйста.
Весна
Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, белые.
Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.
Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Звери меняют старую
зимнюю шубку на новую. Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран. Они вьют гнёзда, высиживают яйца. Люди надевают весеннюю одежду. Мне нравится игра, потому что на улице можно играть в мяч, прыгать на скакалке, запускать кораблики по ручейкам. Все рады весне.
2-3 ребёнка составляют рассказ о весне по плану.
Логопед. Ребята, а весна для вас передала вот эту коробочку. Давайте посмотрим, что там!
Логопед из коробочки достаёт кораблики и раздаёт детям.
Литература:
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение, 2009. - 127с