Татьяна Землянухина
Активизация познавательных и творческих интересов у детей при создании мини-музея в группе из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе использовали различные методы и формы работы с дошкольниками в мини - музеях, созданных в нашей группе почти за 4 года и поделиться опытом.
Первым был создан мини-музей «Космическая сказка». Сподвигло нас к созданию музея смотр - конкурс, который был объявлен в нашем детском саду.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
Второй мини – музей часов. Идея его создания пришла, когда по Программе формирование элементарных математических знаний мы стали знакомиться с часами. Мини-музей «Славная Победа» создавали ко Дню Побед.
Мини-музей «Птицы Подмосковья» в группе был приурочен к году экологии.
Все мини-музеи функционировали как интерактивная форма работы с детьми.
В музее «Космическая сказка» было собрано много экспонатов, некоторые из них сделаны родителями, детьми, педагогами группы. Все они были доступны детям для рассматривания, обследования в свободное время, экспонаты музея использовались и в организованной деятельности с детьми.
Основной вид деятельности детей игра, поэтому в мини - музее были представлены различные игры : настольно-печатные, пазлы, ребусы. Экспонаты музея дети использовали в сюжетно-ролевых играх: «Космонавты», «Космодром», для обогащения сюжета в строительных играх «Гости с другой планеты», «Инопланетяне на Земле». Игровые формы позволяли, активизировать познавательные интересы детей, удивлять, зажечь огонек творчества, и общения.
В мини-музеи широко была представлена творческая деятельность детей. Это рисунки, аппликации, сконструированные и слепленные из пластилина летательные аппараты. Даже на прогулке дети конструировали из снега «Космическую систему», что раздвинуло рамки их взаимодействия.
В музее проводились экскурсии для других групп, родителей. Дети показывали и рассказывали об изготовленных своими руками поделках, рисунках, тем самым демонстрировали свою сопричастность к созданию музея, это способствовало развитию речевой деятельности.
Наш мини-музей был оценен жюри смотра-конкурса, он занял первое место. Дети были очень довольны. И посыпалось много предложений от них, какой бы музей они хотели создать. Но жизнь в группе сама подсказала тему мини - музея и мы начали создавать музей часов.
Дети с большим интересом рассматривали часы, для них было большим удивлением, что существует такое количество разных часов, одевали их на руку, по нескольку раз меняли их на другие. А механизм работы часов привел их в восторг, они могли
подолгу под лупой рассмотреть мельчайшие детали. Дети в свободное время брали книги, иллюстрации о прошлом часов, этапах их развития, рассуждали и беседовали по содержанию.
Использовали экспонаты и в спортивных играх, эстафетах, играх-соревнованиях. (Песочные часы, секундомер). Детям понравился процесс завода часов в игре «Часы наши помощники». В музее нашлось место и для настольно-печатных игр, играя в которые дети закрепляли свои знания. Дети освоили Программу по данной теме, обогатили свои познания. Приобрели свой социальный опыт – стали ценить время.
Своими работами по рисованию, изготовлению часов дети пополнили экспозицию мини - музея.
Мини-музей «Славная Победа» начался с выставки военной техники, которую приносили наши мальчишки в группу.
Знакомясь с экспонатами мини - музея дети имели свободный доступ к ним: рассматривали медали, пули, найденные при раскопках, документы, листали и рассматривали альбомы о детях – героях, плакаты.
Оружие, форма, боевая техника, были любимыми экспонатами для мальчишек. Они использовали всё это в своих играх: «Разведчики», «Бой с противником». В играх-соревнованиях, эстафетах: «Полоса препятствий», «Метание гранат», «Меткий стрелок». В играх демонстрировали смелость, силу, взаимовыручку, показывали тем самым личностное развитие. Военная форма была использована и в театрализованной деятельности.
Мы организовывали экскурсии в музей РВСН, целевые прогулки дети узнавали не только новое, но и приобретали свой социальный опыт. После целевых прогулок, экскурсии наш музей пополнился фото и видеоматериалами. Дети показывали альбом с фотографиями, делились информацией и положительными эмоциями с родителями и друг другом. В мини-музее широко было представлено творчество детей. Создался альбом рисунков детей по этой теме. Дети лепили, делали открытки, макеты, плакаты посвященные Победе. Дети конструировали солдатский треугольник и придумывали текст письма с фронта, опираясь уже на полученный опыт из бесед, чтений, это также способствовало развитию их речевой деятельности. Вручали подарки родным и близким ветеранам, что способствовало развитию личности детей в сфере социально-коммуникативного общения. Конструировали экспонаты для музея, создавали коллажи, и альбомы о подвигах солдат из газетных и журнальных вырезок.
Дети постоянно взаимодействовали с воспитательно - образовательной средой, которая служила им областью накопления опыта. Дети приобрели бесценный социальный опыт. Участвовали вместе с родителями в акции «Бессмертный полк».
Работы не только пополняли музей, но самые лучшие отправлялись на конкуры, где они становились победителями, получали дипломы и грамоты.
В работе использовали ИКТ : мультимедийный проектор для создания мультимедийных презентаций: «Планеты», «Космонавты», «Часы», «Виртуальная экскурсия на часовой завод», «Дети на войне», презентация «С. Михалков», «Памятники солдатам войны», «Парад на Красной Площади»; аудиоаппаратура для прослушивания: песни военных лет, голос И. Левитана, бой часов; ТV для просмотра: мультфильмов, научно-познавательных фильмов; интерактивная доска, компьютер для игр, викторин.
Результаты работы с использованием ИКТ: повысилось качество воспитательно-образовательного процесса (стало более эффективным);
усилилась интенсивность организационной деятельности; повысилось качество усвоение материала; повысилась мотивация; повысилась организация детей обладающими различными способностями и возможностями.