Ковалева Ольга Александровна
Аксиомы, как факторы, условия, влияющие на морально-нравственное воспитание обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Аксиомы, как факторы, условия, влияющие на морально-нравственное воспитание обучающихся
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Своё выступление я хочу построить на новом подходе, связанный с воспитанием.
К обсуждению сегодняшней темы я привела несколько аксиом, как факторы, условия, влияющие на морально-нравственное воспитание обучающихся.
Публикация «Аксиомы, как факторы, условия, влияющие на морально-нравственное воспитание обучающихся» размещена в разделах
Перед тем, как начать раскрывать тему, я бы хотела раскрыть значение термина «факторы» — это причина, движущая сила какого-то процесса, задающее направление.
Морально-нравственное воспитание направлено на приобщение обучающихся к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Аксиома 1. Опыт всегда положителен.
Не существует слова «неудача», есть обратная связь.
Лучшие уроки извлекаются не из побед, а из поражений.
Обучающийся с помощью учителя анализирует свою деятельность, допущенные ошибки и делает вывод.
Результатом образовательной деятельности обучающегося в каждый момент является приобретаемый им новый жизненный опыт.
Аксиома 2. Обратная связь должна быть конструктивной.
Надо помнить, что люди, как правило, критикуют не во имя результата, а чтобы выразить превосходство, нанести удар по самолюбию человека, ощутить свою значимость. Критика — это всегда акт агрессии.
Оценивание должно быть своевременным, актуальным и ориентированным не на фиксацию ошибок, а на действия — то есть на способы эти ошибки исправить.
В своей работе я часто использую приём «ЛАДОШКИ».
Левая ладошка – содержание учебного материала (что изучалось)
Правая ладошка – содержание способов освоения содержания учебного материала (как изучалось)
Если всё понравилось, то обе ладошки повернуты лицевой стороной к педагогу.
Если 50 на 50, то ладошки выбрасываются ребром.
Если не понравилось, то ладошки повернуты тыльной стороной к педагогу.
Вовлечение учеников в подобные диалоги помогает им развить критическое мышление, учит задавать вопросы, более глубоко погружает в изучаемую тему.
Важно фокусировать обратную связь не только на прогрессе и достижениях, но и обсуждать негативные моменты, чтобы у детей формировалось здоровое отношение к ним.
Один из способов помочь учащимся адекватно реагировать на негативную обратную связь — признать трудность задания, выразить благодарность за проделанную работу, задать несколько вопросов, помочь определить свои следующие шаги.
Аксиома 3. Хвалить необходимо конкретно за действие или поведение.
Хвалят не персону, а поступок. Вы обеспечиваете то, что это конкретное действие или поведение становится повторяемым.
«Ты превосходно справился с задачей»
«У тебя получилось великолепное сочинение»
«Ты нашел верный и самый достойный ответ на вопрос»
Аксиома 4. Хвалить желательно публично, ругать обязательно наедине.
«Ты сегодня молодец!»
«Ты сегодня великолепно потрудился!»
Похвала формирует доверительные отношения между учителем и учеником.
Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы.
Похвала поддерживает мотивацию.
Но никогда публично: «Ты просто позор класса!», «Ты самый худший ученик!», «У тебя отвратительная работа! Когда ты начнешь уже думать!»
Когда учитель перед всем классом демонстративно ругает, отчитывает ученика, то в этот момент ребенок испытывает сильный стресс, вызванный моральным давлением на его личность, ибо это есть сильнейшее унижение для ребенка.
Деструктивная критика может быть очень опасна для ребенка. Неправильная обратная связь рушит самооценку, убивает интерес и порождает страхи. Правильная критика поможет избежать детской травмы и заниженной самооценки в будущем.
Аксиома 5. Реализация идеи среди детей начинается с подражания взрослому.
Однажды на уроке, в преддверии Дня победы, я рассказала ученикам своего класса о своём прадедушке – участнике Великой Отечественной войны. Я рассказала им, что слышала от своих родителей, которые в детстве много мне о нём рассказывали. Я говорила, что восхищаюсь его храбростью и героизмом. Я рассказала детям настолько трепетную историю его жизни, что что-то зажгла в их сердцах.
После урока дети попросили меня организовать проект в рамках класса – каждый хотел рассказать историю своей семьи.
Это был большой замечательный проект.
Аксиома 6. Самое главное, чему должен научиться ребёнок, — это уметь просить помощь.
Просить другого что-то сделать для себя, когда лично нет возможности или не хватает знаний — не слабость, а наоборот, проявление силы характера и признак того, что человек твердо знает, что хочет и как это можно получить. Если ребенок совсем не умеет просить, то в его жизни появляется риск пропустить возможности для роста.
Своих второклассников я учу именно этому – уметь просить помощь. Неважно, будь то контрольная работа или самостоятельная, групповая работа или индивидуальная.
«Если у вас возникли трудности, Вы можете попросить у меня помощь».
Успех приходит тогда, когда осмеливаешься признать, что нуждаешься в помощи. («Мне нужна помощь – я не могу сделать это один!») Успех приходит к тем, кто может просить о помощи.
Аксиома 7. Одобрение рождает благодарность.
Одобрение учитель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы учеников, коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Благодарность всегда рождает положительные эмоции.
Далее приведу возможные негативные и позитивные результаты в зависимости от поведения взрослого.
Негативные результаты:
• Если ребенка постоянно критиковать, он учится осуждать.
• Если ребенок растет в страхе, он учится бояться.
• Если ребенок растет среди насмешек, он становится застенчивым.
• Если ребенка постоянно сравнивать с другими, он учится завидовать.
• Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть всегда виноватым.
Позитивные результаты:
• Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным в себе.
• Если ребенок растет в похвале, он учится быть благодарным.
• Если ребенок растет в атмосфере принятия, он учится любить.
• Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
• Если ребенок растет в атмосфере доверия, он учится верить в себя и окружающих.
Закончить своё выступление я бы хотела одной восточной мудростью:
«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека»