Нина Симонова
Аксиологические приоритеты воспитания в школах разных эпох: школа-колония «Красные Зори» (1919) и ВцдоиТ «Огонёк» (2016 …)
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшая цель современного образования в нашей стране – это воспитание достойного подрастающего поколения россиян, всесторонне развитых и создание для них материальных, духовных, комфортных условий. Аналогичные цели преследовало и молодое советское государство в послереволюционные годы, создавая повсеместно школы для детей, как «Красные Зори»; делая ставку на трудовое и нравственное воспитание молодежи. Основные задачи деятельности детских трудовых колоний звучали: «…создав благоприятные условия для физического, нравственного, умственного и общественного развития ребенка, вооружить его разнообразными навыками в области производительного труда и возбудить у него неуклонное стремление к трудовому укладу жизни». И помимо общих и основных вопросов школьной работы планировалось: «…сделать юного гражданина политически-воспитанным и гармонически-развитым…»[5,с. 14]. «Красные зори» – это трудовая школа-колония, созданная в 1919 году педагогом-новатором Игнатием Вячеславовичем Иониным (1893-1937) на территории бывшего великокняжеского поместья «Михайловская дача» под Петергофом. Это было уникальное детское учреждение, а в основе его педагогической программы лежит труд, сплачивающий детей в коллектив и воспитывающий гармонично развитую личность. «Задуманная для летнего отдыха школьников колония под руководством Ионина стала крупным учебно-воспитательным учреждением для детей от 3 до 16 лет… Ионин видел путь, обеспечивающий связь школы с производством, и одновременно средство всестороннего развития личности школьников, рассматривал как единство педагогического и детского коллективов, взаимодействующих на основе сотрудничества и самоуправления учащихся»[4,с. 376]. Все учителя одновременно были воспитателями, эта система сегодня успешно работает и в «Огоньке». Таким образом, стираются грани между воспитанием и обучением. Немалую роль играло объединение краснозорьцев в сводные отряды, что являлось тогда крупным педагогическим новшеством. В школе большое внимание уделялось гуманитарному воспитанию. Работал драматический кружок. Имелись духовой оркестр, симфонический, струнный, проводились занятия в кружке художественного чтения. Жизнь юных краснозорьцев складывалась из учебы, физического труда, игр, занятий искусством, спортом, общественной деятельностью. Обучение органически сливалось с продуманной и четко организованной системой трудовой деятельности. Труд и его результаты содействовали не только процветанию колонии, достатку, но и воспитанию социальной активности учащихся, пониманию ими моральных и духовных ценностей.
Публикация «Аксиологические приоритеты воспитания в школах разных эпох: школа-колония „Красные Зори“ (1919) и ВцдоиТ „Огонёк“ (2016 …)» размещена в разделах
Аксиологические приоритеты воспитания в школах «Красные Зори» (1919 г.) и ВЦДОиТ «Огонёк»(2016 г.) во многом существенно схожи, несмотря на разницу почти в сто лет. «Аксиология – это философское учение о природе, характере и закономерностях формирования жизненных ценностей человека. Ценности рассматриваются как идеалы, нормы деятельности и мотивация поступков.»[1,с. 31]. Сегодня, как и в 70-е годы в педагогической практике актуальна теория В. А. Сухомлинского – воспитание всесторонне развитой личности. Отсюда приоритетными направлениями воспитания школы «Огонька», является воспитание духовной и физически здоровой личности. Воспитание настоящего гражданина и патриота, человека творческого и, конечно же, трудолюбивого. Только ключевым понятием в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». «Духовность – это высочайшее свойство человеческой личности…Это способность поступать по нравственным законам, умение жить высокими целями…Чувства в духовности выражают человеческое достоинство…В структуре человеческой жизнедеятельности духовность является той творческой силой, что пронизывает ее всю и определяет новое качество жизни, закладывает основы мировоззрения»[1,с. 68]. В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание ставится в приоритете государственной образовательной политики, которое целенаправленно формирует общие духовные и нравственные основы гражданского самосознания личности. Эти перспективные политические идеи сегодня заложены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.
Особенности духовно-нравственного воспитания в СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк» (далее «Огонек») актуальны в воспитании и обучении молодежи в школе с медицинским профилем, ведь «Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный Центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» – это необычная школа. «Огонёк» – это современный оздоровительно-образовательный комплекс, предназначенный для обучения и оздоровления детей в возрасте от 4 до 17 лет, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата с полным пансионом. «Огонек» - это еще и уникальное медицинское, образовательное учреждение…Дети лечатся по самым новым методикам и при этом получают хорошее образование, соответствующее Государственным стандартам РФ»[3,с. 67]. Педагогическая политика «Огонька» сегодня направлена на эффективное осуществление процесса воспитания и развития у детей в контексте общей системы нравственного воспитания гуманистических взаимоотношений коллективизма, культуры поведения, усвоение детьми правил поведения, чувства долга, патриотизма, дружбы и товарищества. Такие ценности как милосердие, терпение, мужество, трудолюбие поставлены в центр образования. Трудовое воспитание в нашем Центре имеет давние традиции - это одно из средств не только физического развития, но и психологического и духовного состояния ребенка. Например, спорт, без сомнения, - это упорный труд, в особенности для наших детей-пациентов, это порой непосильная ноша, а для некоторых вообще - «миссия невыполнима». Труд – коллективный, созидательный, многогранный, как видно на практике, приносящий плоды и способствующий здоровьесбережению наших пациентов. Дети, которым Центр временно на полтора месяца становится домом, а новые друзья – семьёй, самое главное, испытывают гордость от результатов своего труда, радуются эффективным медицинским показателям, успехам в школе и творческим победам в конкурсах и мероприятиях. «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд – это благороднейший исцелитель от всех недугов»,- в свое время писал Н. А. Островский. Как актуальны его слова и для воспитанников школ «Красные Зори» и «Огонек» с разницей в целый век. Трудовые десанты, проходящие на всех отделениях – это тоже добрая традиция, с помощью которой с детских лет ребенок приучается к труду, к самообслуживанию – ребята вместе с воспитателями наводят порядок в палатах, игровых комнатах, классах; учатся самостоятельно заправлять кровати. Ведь ребенок, оставшись без родительской поддержки в трудную минуту, легко теряется. Современные дети не знают, что делать со свалившейся на них самостоятельностью; их пугают простые бытовые вопросы: заправить кровать, убрать вещи, навести порядок в своей тумбочке, не опоздать на процедуру или урок. «Краснозорьцы» же с малых лет были самостоятельны, у них просто не было родителей, которые заботились бы о них, а отлаженная воспитательская работа помогала направить детскую самостоятельность в нужное русло, сделать их ответственными, внимательными, честными и трудолюбивыми. Для трудолюбия важны волевые усилия, дисциплина, настойчивость, организованность. «Трудолюбие всегда было главным народным идеалом, определяющим жизнеспособность народа. Трудолюбие было и есть качество, характеризующее духовно-нравственный идеал русского человека»[1,с. 148]. Краснозорьцы все, как один утверждают и гордятся, что их «смыслом жизни был труд!». Вот откуда у них «коренное сознание силы коллективного труда на общую пользу, чувство рачительного хозяина своей земли»[2,с. 10]. «Трудовое воспитание – это часть опыта поколений по созданию материальных и духовных ценностей, которая передается в системе образования и воспитания подрастающему поколению. Сущность этого направления восприятия состоит в воспитании человека-труженика, сознательно направляющего свою деятельность на улучшение жизни, созидание и охрану ее ценностей…Трудовое воспитание в системе образования на Руси всегда опиралось на трудовой характер жизни в семье, на производстве, на образ жизни идеального трудолюбивого человека»[1,с. 278]. Краснозорьская школа кипела жизнью! Школа цвела радостной дружбой, взаимной любовью и уважением всех ко всем. Хозяевами всего были дети. «У нас была полная чаша жизни!» – утверждают краснозорьцы. «Так исподволь шел процесс укоренения впечатлений ребенка в почву родной культуры, пробуждалась любовь к своей школе, к родной земле, к Родине. Где бы ни несли в дальнейшем свою трудовую вахту питомцы школы, они везде проявляли себя настоящими гражданами своей страны, прекрасными профессионалами, людьми долга и чести»[2,с. 9]. В школе «Огонька» акцент также делается на ценностный (аксиологический) подход в воспитании личности. Ежегодно планируются декады самоуправления, детей учат самостоятельности и ответственности. Помогают с выбором будущей профессии, раскрывают индивидуальные творческие качества и талант, учат быть настоящими патриотами своей страны.
Бесспорно, в становлении духовно-творческой личности, её культурных идеалов и ценностей усиливается роль образовательной сферы: необходимо аксиологическое просвещение молодых педагогов, применение аксиологического подхода в воспитании личности, утверждение приоритета духовно-творческих ценностей самой личности. Следовательно, современному образованию крайне необходим аксиологический подход, для того чтобы определить и закрепить приоритетные ценности в образовании, воспитании и саморазвитии человека, как всесторонне развитой личности.
Список использованной литературы:
1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
2. Белянова О. А. Школа, побеждающая время: к 85-летию школы «Красные Зори»// В кн. Благодатная педагогика. Национально значимая модель школы : Вып. 1. Покровские образовательно-просветительские листки. – СПб. : НЕСТОР, 2006. – С. 5 – 16.
3. Герасимова, А. В. Построение целостного лечебно-образовательного пространства в СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек» на основе концепции «Школы пациента» : магистерская диссертация Кафедры управления образованием/А. В. Герасимова. – СПб., 2013. – 96с. (не опубликовано).
4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
5. Школа-колония (коммуна) : педагогический сборник по сельскохозяйственному уклону в трудовой школе/ ред. Н. А. Кузнецова; сост. при участии И. В. Ионина, Н. А. Кузнецова, В. В. Мешковского. – Ленинград: Издательство Книжного Сектора Губоно, 1924. – 94 с.