Инна Аксюк
Акция «Дети против мусора»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу?
Публикация «Акция „Дети против мусора“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
II .Актуальность проблемы
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации, но и непосредственное общение человека с природой. Причиной проведения акции послужила обеспокоенность и понимание нами, воспитанниками, современных экологических проблем и желание защищать окружающую среду. Наша Акция будет способствовать тому, чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека, о разумном использовании природных богатств и их охране.
Цель акции :
1. Формирование бережного отношения к природе и окружающему миру у детей и взрослых;
2. Формирование гражданского самосознания, общей экологической культуры, эстетического воспитания для реализации творческих способностей детей;
3. Объединение детей и взрослых для совместной деятельности.
Задачи акции :
1. Воспитание ответственного отношения к окружающей среде;
2. Формирование у детей осознанно правильное отношение к тем объектам природы, которые рядом с ними;
3. Формирование у детей понимание взаимосвязей в природе и их практической значимости;
4. Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи.
5. Активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.
Участники: воспитатели, родители, воспитанники ДОО (5-6 лет) 20 человек.
Содержание мероприятия.
Акция проводилась осенью, чтобы узнать, как родители относятся к мусору было, проведено анкетирование.
Анкета для опроса родителей:
1. Считаете ли вы проблему мусора актуальной проблемой современности?
2. Достаточно ли в нашем хуторе мусорных урн? Если «нет», то где, по вашему мнению, их не хватает?
3. Как вы относитесь к раздельному сбору мусора и готовы ли сами сортировать отходы?
4. Обращаете ли внимание детей на экологически грамотное поведение с мусором? (т. е. на необходимость выбрасывать мусор в специально отведённые для этого места). А затем составили план акции.
План проведения акции :
Анкетирование родителей.
Беседа с детьми: «Что делать с мусором?».
Разучивание стихотворения «Мусорная фантазия» Андрея Усачёва.
Изготовление цветов из бросового материала.
Изготовление плаката на тему: «Дети против мусора!».
Конкурс среди воспитанников ДОО «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети».
Разработан маршрут акции МБДОУ казачий детский сад «Чебурашка», площадь перед Домом культуры «Северный».
Изготовлены памятки, листовки для жителей хутора «Берегите природу, природа наш общий дом!»
Нарисованы защитные знаки, не сорить на природе, беречь животных.
Результаты мероприятия.
Проведение экологической акции положило начало на становление экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, во взаимодействии с семьей. Входе акции было распространено 25 памяток и листовок населению, а также 15поделок из бросового материала. Ребята смогли обратить внимание жителей к проблеме охраны окружающей среды.
Выводы
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации акции :
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, бережное отношение к природе,
Такие акции способствует развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры.
При организации акции совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- повысить профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Мы надеемся, что такие большие поступки маленьких детей приведут к тому, что через несколько лет общество суперпотребителей трансформируется в общество суперценителей, ценителей чистоты, экологии. Таким образом, цели акции, которые мы перед собой ставили, были достигнуты.
Аналз
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.
В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного
возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из
эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются
природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на
сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе со взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.
Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые
им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Различные
экологические акции и проекты формируют экологическую культуру дошкольников.
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в
следующем:
- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
- акции – это «игра-всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющее акции : детская самостоятельность (при поддержке
взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные в ходе акций «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОО и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.