Светлана Головина
Кукла «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
18 по 24 марта - в день весеннего равноденствия славяне отмечают великий праздник "Масленицы". Второе название этого праздника "Комоедица" (бел., которые празднуют когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается приРОДа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой. (20 марта). Среди великих языческих славянских праздников, Масленица - первая не только по значимости и порядку, но и в сакральной сфере обрядового действа.
Публикация «Кукла „Масленица“» размещена в разделах
- Кукла Масленица
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца.
По одной из версий название этого праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игровому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая перед людским родом - то в облике любвеобильной девочки (аналоге Амура, то ликом бледным - нежной девушки, а на весеннее равноденствие - в пышном теле с румяными щеками (Масленицы). Сама же Масленица, как гласит Традиция - сорока бабушек внучка, тридцать братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка. По древнему преданию Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями своего Отца (Мороза, до тех пор, пока её не заметили люди - попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей, явилась к людям и устроила честной пир на весь Мир.
Каждый год в конце зимы, устраивали люди праздник в честь Масленицы - дочери Мороза, чтобы снова и снова пришла она в гости, а перед этим не забыла попросить отца, отпустить зиму и лютые морозы.
Празднование было ярким и запоминающимся, с гуляньями и хороводами, обильной трапезой и кулачными боями нравилось и старым, и малым. Ведь, по сути – это празднование нового года. Подходили к этому с душой и размахом, все, что было в семье, выставлялось напоказ: отборные кушанья, красивая посуда. Как проводишь год, так и новый начнешь. Впереди ждал новый год: будни, поле, уход за урожаем, а это были последние легкие праздничные деньки.
Главным яством великого праздника Масленицы является блин - в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.
К приходу весны делали кукол маслениц. Это и тряпичная Масленица, и Домашняя Масленица и даже Масленица Большая, которую сжигали в прощеное воскресенье.
Обрядовую куклу “ Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “ Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой. “Домашняя Масленица’’ – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица ’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.
И ещё информация. А вот куклу Масленицу в эти дни на кострах не сжигали. На самом деле из старой одежды и соломы изготавливали чучело олицетворяющее зиму-Морену. Сжигание этого чучела символизировало уважительное отпускание зимы на год. Это был обряд провожания, со всеми подобающими почестями и молитвами. В определенный день в специальном месте жгли большой костер, в который бросали всякое старье – лапти, веники, бороны, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные со всех дворов. Таким образом, люди очищали себя, освобождали место в пространстве для чего-то нового, чтобы в наступившем году было легко и светло, а груз прошлого не тянул назад.