Наталья Сизикова
Кукла «Берестушка»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду в июне идет проект: «Белая береза- символ Родины моей» и я решила провести с родителями мастер- класс:
Народная кукла : «Берестушка»
Цель: формирование интереса к истории и культуре русского нарда, через изготовление народной традиционной куклы : «Берестушки»
Материал: береста, лоскуты цветной и белой ткани, нитки, ножницы, тесемка.
Отгадайте, о чем мы будем говорить сегодня:
Платья носит, есть не просит,
всегда послушна и с ней не скучно.
Публикация «Кукла „Берестушка“» размещена в разделах
Вы совершенно правильно отгадали загадку. Действительно, речь сегодня пойдет о кукле, но не простой, а народной.
Сегодня интерес к народному творчеству, народной культуре, к своим корням необычайно велик. Детям обязательно нужно знать историю своего народа — как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли.
Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка – в нее дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. Народные куклы были трех видов : обрядовые, обереги и игровые.
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.
Я решили помочь своим родителям и воспитанникам расширить знания о народных куклах. Выяснить когда появились тряпичные куклы, какие куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, развить интерес к изготовлению и использованию кукол в детской деятельности.
У русского народа для каждого возраста была своя кукла.
Раньше в семье был обычай – когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка «Кувадка» оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег
В раннем возрасте ребенку давали такую куклу, как “Пеленашка“. Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать ее, пеленать, укачивать, кормить. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении.
С ростом ребенка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу “Стригушку“. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из стриженой травы или соломы. Кроме игры, такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». (Народная мудрость).
Дети видели в них друзей, с которыми они могли играть и делиться своими радостями или передать ей свои страхи.
Играя в куклы, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Уже к пяти годам почти любая девочка могла сама сделать себе куклу. Через изготовление куклы девочка приобщалась к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у неё формировался вкус. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек.
Предлагаю вам попробовать сделать
До сих пор она без лица —
Решил так человек!
Чтоб злые духи не могли
Хранит она покой и счастье,
И к доброте зовет!
«Берестушка» куколка старинная и очень интересная. Славится она своей устойчивостью, стабильностью. Стоит не падает, не качается. Еще бы! Ведь в ее основе небольшой сверток бересты.
Я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.