Ольга Кульбаева
Агрессивное поведение у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение у дошкольников.
Одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста – агрессивное поведение.
Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Существует множество классификаций агрессии.
Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (дурак, какашка).
Публикация «Агрессивное поведение у дошкольников» размещена в разделах
Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань)
Физическая - использование физической силы против другого лица или объекта. прямое применение силы для нанесения морального ущерба
Физическая агрессия - ребенок дерётся, кусается, плюётся, ломает игрушки.
Аутоагрессия - самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений (кусать или царапать, выдергивать волосы)
Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями.
Поскольку в дошкольном возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.
Другая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку
Обычно проявляется сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга.
Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах отличается своими видами и формами.
Мало кто задумывался, но первые признаки агрессии проявляются ещё в младенческом возрасте. Если малышу не дают кушать или не берут на руки, он начинает злиться, плакать. Может ударить кулачком взрослого или укусить маму за грудь.
2 года
Для двух лет характерны неконтролируемые и короткие приступы агрессии — так называемые вспышки. Основная причина — проба новой модели поведения с целью добиться желаемого и увидеть реакцию взрослых. Чаще всего проявляется через кусание. Если родители не акцентируют на этом внимание, не торопятся удовлетворить потребность малыша, а просто говорят, что так нельзя, повторов обычно не бывает. В ином случае он прибегает к этому способу снова и снова, но при этом злость нарастает с каждым разом.
3 года
Малыши 3 лет проявляют агрессию уже более ярко и разнообразно. Могут толкаться, плеваться, бросать игрушки, царапаться, истерить — и всё это в одно и то же время. Любые уговоры и попытки заговорить игнорируют. Единственный выход — оставить успокаиваться одного. Основная причина — добиться желаемого.
4 года
Ребёнок 4 лет уже учится контролировать свои эмоции и знает, что за агрессивное поведение могут наказать. Поэтому ведёт себя сдержаннее, более спокойно. Основные проявления — одноразовые: толкнёт, стукнет или кинет игрушкой — и смотрит на реакцию. То есть в какой-то момент эмоция берёт верх, но страх наказания её обуздывает. Основная причина — протест.
5 лет
В пятилетнем возрасте психологи отмечают ярко выраженные гендерные особенности проявления детской агрессии. Мальчики начинают самоутверждаться через физическую силу: бьют, толкают, дерутся. Девочки, осознавая свою слабость, используют словесное оружие: обзываются, угрожают, насмехаются, манипулируют. Причины могут быть самыми разными.
6 лет
Шестилетки мудреют: контролируют эмоции и выказывают агрессивность лишь выборочно. Проявляют её там, где уверены в победе (могут побить слабого) и ненаказуемости (перед взрослыми её уже почти не демонстрируют). Объектами чаще всего выступают сверстники в детском саду, младшие братья и сёстры либо беззащитные животные. Основные причины — дефицит внимания и асоциальное окружение.
Ребёнок младшего и среднего дошкольного возраста желает быть признанным, защищённым, пользоваться вниманием. Но коммуникативные навыки у него ещё недостаточно развиты, моральные нормы не сформированы. Поэтому он часто прибегает к агрессивным методам, чтобы занять лидерские позиции. Маленькие дети плохо осознают своё агрессивное поведение, они быстро переходят от вербальной агрессии к физической. Отличает дошкольников и то, что они легко вовлекают в свои конфликты взрослых.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.
Жестокий характер матери или отца
Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Или же родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания или систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку или по отношению к окружающим в его присутствии.
Это все у ребенка закрепляет уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех бед, что приводит к проявлению защитной агрессивности или же подражания модели поведения родителей.
Разрушение эмоциональных связей в семье
Родители сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.
Ребенок с помощью агрессивного поведения пытается привлечь к себе внимание. У него формируется модель агрессивного поведения - «выяснения отношений»
Запрет на физическую активность (переизбыток энергии, которая не исчезает бесследно);
Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.
Эмоциональная нестабильность (возбудимость, вспыльчивость, повышенная
раздражительность)
Многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия (обиделся на что-то или кого-то, не выспался, мама не дала игрушку в детский сад, забыли дома что-то). В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.
Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.
Окружающие дети
Дети учатся агрессивному поведению и в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения агрессивным действиям у сверстников – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр., но некоторым детям нравятся шумные игры и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.
Средства массовой информации, интернет
Серьезную озабоченность вызывают у родителей, педагогов и психологов СМИ, которые оказывают влияние на становление агрессивного поведения дошкольников. Игры в интернете, демонстрирующие в кино сцены вербальной агрессии, насилия способствуют повышению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста. (папа играет – ребенок сидит рядом смотрит)
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога, врача.
Педагогам так же предлагается заполнить «Карту наблюдений» Д. Стотта,
анкету «Критерии агрессивности ребёнка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М
Родителям можно предложить анкеты с вопросами о поведении ребёнка, чертах его характера, стиле общения с ним, тест «Агрессивен ли ваш ребёнок»,
опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В. В., «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) Варга А. Я., Стлина В. В.
Детям по диагностике агрессивности предлагают проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».
После проведения диагностики переходят к коррекционной работе.
Приемы снятия агрессии или как перевести гнев в мирное русло
Агрессию ребенок в той или иной форме должен выместить, он не сможет долго сдерживаться. Понятно, что драка, укусы, плевки, ругань – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы было произведено реальное действие.
Один из приемов снятия агрессии – физическая активность.
Можно попросить ребенка звуком или движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет вопль, рычание, топанье ногами. Поиграть с ним в подвижные игры: догонялки, прыгалки, «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит». Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции
Купить подушку цилиндрической формы, придумать ей простое имя (Бобо, Жужу). Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться.
Физическая активность (подраться с подушкой, выбить пыль из нее; физические силовые упражнения, топать ногами, пинать ногой консервную банку, швыряние мягких кубиков в стену, пометать мешочки, дротики в мишень, «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»)
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной.
Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Втирать пластилин в картонку или бумагу (пластилинография).
Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя, разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.
Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из “Киндер-сюрпризов”. Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.
Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.
«Воздействие на обидчика» (нарисовать, слепить обидчика, а потом смять, порвать и т. д.);
Следующий прием - «воздействие на обидчика».
Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника, а потом лист скомкать или разорвать.
Как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в драку.
Рисование собственного гнева, также является эффективным способом работы с гневом. Обсуждение с ребенком его рисунка. Прорабатывание различных деталей, вызывающих гнев.
Кропотливая деятельность (рвать бумагу на мелкие части, полить цветы, так же помогает снять агрессию
Предложить ребенку порвать цветную бумагу на мелкие части, а затем сделать аппликацию и подарить ее, помочь полить цветы.
Выплеск агрессии через голос, дыхание
Попросить ребенка громко спеть песню, пускать мыльные пузыри, медленно дышать или покричать в мешочек, (стаканчик) для криков». Поиграть в игру «Кто громче крикнет», надуть шарик со всем гневом и лопнуть
Стимулировать гуманные чувства у ребенка: пожалеть, погладить кошку и (или) собаку, обратить внимание на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их.
Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.
В результате ролевых игр дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.
Приучать ребенка нести ответственность – «отрабатывать» за свое агрессивное поведение (А теперь иди извинись, погладь по голове, пожми руку, предложи игрушку обиженному тобой ребенку).
Известно, что коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки и участия родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:
• информирование
• (лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация, размещенная на стендах в группе, кабинете психолога и т. д.)
• обучение эффективным способам выплескивания гнева и общения с детьми (лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы).
Александр Сазерленд Нилл, как-то сказал: «Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии».
Агрессивное поведение – это крик ребенка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций. Выплескивая их, он, таким образом, борется за свое психологическое выживание.
Помните, что дети не рождаются плохими, а становятся такими, благодаря нам, взрослым. Плохих или хороших детей, как и людей, нет – есть плохие или хорошие поступки. Поэтому, постарайтесь всегда оценивать не ребенка, а поступок или действие.