Наталья Доленко
Занятие в средней группе по знакомству с адыгейским национальным костюмом
▼ Скачать + Заказать документы
Адыгейский национальный костюм
Занятие в средней группе по знакомству с адыгейским национальным костюмом.
Автор: Доленко Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 16 «Солнышко» Кемеровская область, пгт. Краснобродский.
Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «»Социализация», «Чтение художественной литературы»
Виды деятельности:
Публикация «Занятие в средней группе по знакомству с адыгейским национальным костюмом» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика Адыгея
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
- игровая;
- познавательная;
- чтение.
Цель: - знакомство с адыгейским костюмом.
Программные задачи:
Образовательные: - познакомить детей с бытом и традициями адыгейского народа;
- познакомить с символикой в украшении костюма.
Развивающие: - расширить кругозор, развивать любознательность.
Воспитательные: - воспитывать интерес не только к русским традициям, но и традициям и обычаем других народов;
- поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей (бешмет – верхняя расклешенная одежда с воротником, феска; этнос – народность; адыги- коренное население; башмет; джан - ; шаровары).
Материал: Две куклы в адыгейских костюмах, тексты с пословицами и поговорками, иллюстрации с изображением адыгейских народных костюмов.
НОД:
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сегодня к нам на занятие идут гости! ( вносит кукол: мальчика и девочку в адыгейских национальных костюмах и говорит от их имени).
Куклы: Здравствуйте! Мы очень рады побывать у вас в гостях, в детском саду.
Воспитатель: Какие интересные гости к нам пожаловали! Ребята, посмотрите и одеты они интересно, не так как мы. Никто не догадался, откуда они к нам пришли? (ответы детей)
- Ребята, я предлагаю спросить у кукол, откуда они к нам прибыли! (дети спрашивают).
Куклы: Мы прибыли к вам из далекой страны под названием – Адыгея.
Воспитатель: Ребята, вы слышали про такую страну? (ответы детей). Есть такая страна – Адыгея, где проживает народ – адыги. Столица Адыгеи – город Майкоп, а адыги – это коренное население Адыгеи. Отличаются адыгейцы от нас разговорной речью, национальной одеждой, имена у них не такие как у нас.
Ребята, я предлагаю вам спросить имена у наших гостей. (дети спрашивают имена у кукол).
Куклы: Мальчик (меня зовут – Ибрагим, а мою сестру зовут -Айшет).
Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они? (ответы детей).
Правильно! Имена наших гостей интересные, красивые, не похожие на наши имена.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю рассмотреть костюмы наших гостей. Посмотрите у Ибрагима надета мужская рубашка, которая называется – джан, и застегивается она на груди. Заправляется такая рубашка у мужчин в широкие суживающиеся к низу шаровары серого или верблюжего цвета. Поверх рубашки башмет на подкладке со стоячим воротником, с длинными рукавами и застежкой от ворота до пояса. На ногах Ибрагима надеты сапоги. На голове надета фреска – мужская шапочка, в форме усеченного конуса с кисточкой.
А сестра Ибрагима – Айшет, одета в две рубашки – нижняя (короткая, верхняя рубашка (длинная, плотно облегает фигуру, также на Айшет надеты шаровары до щиколоток. Поверх длинной рубахи короткий кафтанчик с массивными металлическими застежками. Сам кафтанчик с воротником – стойкой, полы украшены золотой нитью. Обязательным элементом одежды является пояс из серебра. На ногах у Айшет надеты туфли – чувяки обтянутые бархатом, и украшенные перламутром или серебром.
Вопросы к детям:
- Ребята, какого цвета волосы у Ибрагими и Айшат? (ответы детей)
- Какого цвета глаза у них? (ответы детей)
- А какого цвета кожа у Ибрагима и Айшат? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Ибрагим, что – то хочет мне сказать (подносит куклу мальчика к уху,. Ребята наши гости пришли к нам с не с пустыми руками, они нам принесли необычный конверт. Посмотрим, что в нем? (ответы детей). А в конверте ребята адыгейские народные игры : «Гонщик бурдюка» и «Всадник». Ребята, вы хотите поиграть в адыгейские народные игры? (ответы детей).
«Гонщик бурдюка»
Цель игры: тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы, развитие быстроты, выносливости.
Для проведения игры у каждого участника должен быть накачанный воздухом бурдюк (бурдюк можно заменить резиновой игрушкой). В игре принимают участие двое и более детей.
Участники игры заходят в воду по пояс, по команде ложатся животом на бурдюк и гребут вдоль берега до установленной линии (20—25 м).
Правила игры:
• выигрывает тот, кто быстрее доберется до установленной линии;
• потерявший бурдюк может взять его снова, принять исходное положение и продолжать движение.
• Всадник
•
• Цель игры: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.
• Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок-«конь» вытягивает руки назад-вниз, игрок-«наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.
• Правила игры: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.
Воспитатель: Ребята, для нас Ибригим и Айшат приготовили адыгейскую народную сказку :
Гадальщица Бабочка
Один мулла ехал вдоль аула на розыски своей пропавшей лошади. Ему встретилась женщина. Почему-то предположив, что женщина эта должна быть гадальщица, мулла пристал к ней, чтобы она погадала ему о его пропавшей лошади. Не слушая уверений бедной женщины, что она не умеет гадать и в жизни своей не брала с этой целью в руки фасоли, мулла вынудил её зайти с ним в ближайшую саклю. Там, достав у хозяина фасоли, он посадил женщину гадать; она кинула раза два фасоль и, чтоб только отделаться как-нибудь от назойливого муллы, сказала: «Ведь лошадь, которую ты разыскиваешь, стоит за твоим двором, возле сена твоих соседей». Мулла, вернувшись, в самом деле нашёл свою лошадь на том самом месте, на которое указала женщина. «Какая сведущая гадальщица», - удивился мулла, загнав коня домой.
Через несколько дней после того у дочери хана пропал перстень. Как ни разыскивали, к каким гадальщицам ни обращались, никак не могли найти перстень. Хан был сильно огорчён этой пропажей. Придя раз к хану и узнав, о чём он печалится, мулла посоветовал ему обратиться к гадальщице, отыскавшей его коня. Послали тотчас за ней. Как она ни отказывалась, её всё-таки усадили гадать.
В это самое время гадальщицу вызвала из комнаты старая служанка хана, которая, испугавшись, что гадальщица сама всё откроет, созналась в том, что она украла перстень ханской дочери, и просила гадальщицу, чтобы она не выдала её. Перстень же она возвратит тотчас, положив его под порог. Бабочка охотно согласилась и, уверив старуху, что не выдаст её, вернулась в комнату. Зная уже, где перстень, она смело могла гадать; кинув раза два фасоль, чтобы дать время старухе положить перстень на место, она самоуверенно сказала: «Ах, бог мой, да ведь перстень, над отысканием которого вы так долго ломали голову, лежит тут же под порогом!» Пошли, и что же? Действительно, нашли его, так как укравшая старуха только что положила его туда.
Когда хану доложили об этом, ему вздумалось испытать, насколько в самом деле велико умение гадальщицы. Призвав её, он сказал: «Если ты хорошая гадальщица, я сожму что-либо в своём кулаке так, чтобы ты не видела, а ты отгадывай, что будет у меня в кулаке. Отгадаешь - значит, ты хорошая гадальщица, и я тебя награжу; если же нет, ты - только обманщица, и я велю тебя казнить».
Тут-то Бабочка окончательно поникла головой. Хан выслал её и только подумал, что положить в кулак, как в комнату влетела бабочка. Хан подумал, что это отличный случай и гадальщице никак не может прийти в голову, что он, сидя в комнате, мог поймать бабочку. Схватив и сжав её в кулаке, он велел снова ввести гадальщицу и усадил её отгадывать.
Бедная женщина, усевшись и кидая фасоль, стала размышлять о том, как вывернуться из этого безвыходного положения, так как не могла же она, не умея вовсе гадать, извернуться при помощи фасоли. Но, как ни думала, ничего не могла придумать. Тогда в отчаянии она сказала, обращаясь к самой себе: «Бедная Бабочка, попала ты теперь в гибельное для тебя место!»
- Ну и гадальщица! - сказал тогда сильно удивлённый хан (не знавший, что имя гадальщицы также Бабочка, разжимая свой кулак и выпуская оттуда бабочку. Женщина, не веря своему счастью, поспешила убраться поскорее восвояси с данным ей ханом золотом, закаиваясь во всеуслышание никогда более не гадать.
Воспитатель: Ребята, ну а теперь нам пора прощаться с нашими гостями, им пора возвращаться. Но они непременно к нам еще заглянут в гости. (Прощаются с куклами).
Итог:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чем вам понравилось занятие? Что вы узнали нового? Кто к нам в гости приходил? Что мы делали? (ответы детей)