Светлана Леонидовна Ершова
Адвент-календарь как инновационная форма организации образовательного процесса в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время технология адвент-календарей стала входить в практику работы детских садов. Слово «адвент» происходит от латинского термина «adventus» и обозначает «пришествие, приход». Адвент-календарь – это календарь ожидания.
Адвент-календарь позволяет интегрировать все образовательные области через различные виды детской деятельности; использовать различные формы организации деятельности: групповой, подгрупповой, индивидуальной.
Адвент-календарь может быть приурочен к любому празднику и решать множество педагогических задач: расширять у детей временные представления, кругозор, развивать их творческие способности, познавательный интерес и пр. Создание и наполнение Адвент-календаря – это творческий процесс, здесь нет строгих правил, рамок и ограничений, но всё же стоит придерживаться следующих принципов:
1. Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника, события.
2. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о том, что праздник приближается. Календарь располагается на высоте удобной для детей, чтобы каждый ребёнок может свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.
3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашка с заданиями создаёт интерес и предвкушение интересной деятельности.
4. Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание.
5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности –раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т. д., но должны быть объединены одной общей тематикой.
Чтобы адвент-календарь стал инновационной познавательной формой обучения детей, достаточно выбрать тему, и каждый день изучать ее в игровой форме. Перед началом творческого процесса создания, нужно выбрать то содержание, которое будет соответствовать интересам, возрастным особенностям детей, решать задачи образовательного процесса.
Пример адвент-календаря в нашей группе «Борода Деда Мороза».
Задача детей – выполнять ежедневные задания. Мотивация для детей – принять участие в интересной совместной деятельности со сверстниками, воспитателями, родителями. Задания отобраны в соответствии с интересами детей, особенностями возраста и событием – Новый год. Ниже приведен пример заданий, которые решают задачи различных образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: «Сделай подарок другу», «Говори весь день комплименты», «Открытка родным»;
Познавательное развитие: «Узнай, как в разных странах называют Деда Мороза», «Узнай про традиции празднования Нового года в других странах»;
Речевое развитие: «Напиши письмо Деду Морозу», «Выучи стихотворение к новогоднему празднику», «Сочини новогоднюю историю»;
Художественно-эстетическое: «Нарисуй Деда Мороза и его помощника», «Сделай из бумаги снежинку», «Нарисуй новогоднюю открытку»;
Физическое развитие: «Поиграй в игру «Два Мороза», «Сделай волшебную зарядку Деда Мороза».
Задания для поддержания интереса, знакомства со способами организации свободной деятельности: «Нарисуй ангела на снегу», «На прогулке поиграй в снежки или смастери снеговика», «Поиграй в настольную игру», «Пускай мыльные пузыри на морозе» и т. д.
Те задания, которые выпадают на выходные дни, дети выполняют совместно с родителями, что ведет к сплочению семьи и разнообразию досуга: «Приготовь горячий шоколад или какао», «Укрась комнату или ёлку гирляндой», «Испеки с родителями имбирные пряники или печенье», «Посмотри с родными новогодний мультфильм».
Адвент-календарь – это высокоэффективное средство поддержания интереса детей к образовательной деятельности, при этом ожидание праздника проходит интересно, познавательно и насыщенно, а еще это отличный способ привлечь родителей в образовательный процесс детского сада. Во время работы с адвент-календарем, дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, совместно выполняя различные задания; проявляют творческие способности в придумывании рассказов, рисовании, рассказывании стихотворений.