Громова Екатерина
Адаптированная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«АЗБУКА ЭТИКЕТА»
Программа рассчитана на
Один год обучения
Возраст от 3 до 18 лет
Автор – составитель
Громова Е. С. – воспитатель
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Педагогические условия осуществления и методы духовно-нравственного воспитания и развития воспитанника
4. Формы проведения занятий
5. Планируемые результаты
6. Формы подведения планируемых результатов
Публикация «Адаптированная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Азбука этикета“» размещена в разделах
7. Календарный план работы на 2022-2023 год
8. Список литературы
1. Пояснительная записка
Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Многие перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и к себе самому, к сожалению, отходят на второй план.
Духовно-нравственное воспитание воспитанника центра помощи детям, является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Перед центром помощи ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности воспитанника.
Данная программа направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», ежегодные послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации являются нормативно-правовой основой данной программы.
2. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка.
Общей целью является «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», которая конкретизируется таким образом:
создание единой воспитательной направленности в становлении развития личности воспитанников по воспитанию нравственных ценностей;
удовлетворение национально – культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков воспитанников;
воспитание бережного отношения к окружающему миру;
содействие умственному и физическому развитию ребенка, раскрытие его творческих способностей;
воспитание потребности к нравственному саморазвитию и самоактуализации.
Исходя из целей, нравственными ценностями становятся: гуманность, доброта, любовь, толерантность, чуткость, милосердие.
Задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на формирование, воспитание и развитие нравственных ценностей:
развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;
развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении воспитанников через возрождение народных обычаев, семейных традиций;
создание условий для нравственного самовыражения личности, педагогическая поддержка личности;
построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива.
3. Педагогические условия осуществления и методы духовно-нравственного воспитания и развития воспитанника.
Для успешного осуществления нравственного воспитания и развития детей, прежде всего, следует создать в учреждении правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу, приобщённость к политической и трудовой жизни страны, города и края – все это должно обеспечить необходимый стиль.
Обязательное условие успешного нравственного воспитания – высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми. Они основываются на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития. Такого рода отношения и взаимоотношения должны стать прочной традицией учреждения.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходить вокруг них, их социальные проявления при этом слабо выражены, а отсутствие их задерживает эмоциональное, речевое, умственное и физическое развитие детей.
Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и потребностями общества.
Методы нравственного воспитания можно условно сгруппировать.
Первая группа методов обеспечивает сочетание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п. Детей приучают к помощи в взаимопомощи, к проявлению заботы о более младших, о старших, воспитывают правдивость, скромность. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.
К первой группе методов относится и метод организации деятельности, которая и в центре носит общественно полезный характер. В первую очередь это совместных коллективный труд детей (например, уборка групповой комнаты, участка, посадка деревьев, цветов, сбор семян растений для посадки и подкормки птиц, изготовление игрушек и других предметов для подарков к праздникам и т. д.)
Вторая группа методов направлена на формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, фильмов, радио- и телепередач.
Методы, используемые педагогом, могут быть и косвенные, когда его руководящее воздействие опосредованно, а иногда, и скрыто от детей. Например, педагог не просто дает указание, как себя вести согласно правилам, а создает ситуацию, которая заставляет ребенка подумать, как надо правильно поступать, самостоятельно находить способы поведения.
Сюда же можно отнести широко известные методы, например, метод убеждения, опора на положительный пример, методы поощрения и наказания, личный пример педагога, его поведения, отношения к воспитанникам и к коллегам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
4. Формы проведения занятий
• игровая;
• познавательная;
• сюжетно-ролевые игры;
• просмотр фильмов;
• конкурсы;
• праздники.
5. Планируемые результаты освоения программы.
В результате прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – воспитанники должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение воспитанников к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: воспитать взаимоотношения воспитанников на уровне группы, то есть дружественной социальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить; воспитанники должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения необходимо:
• Сформировать навык взаимодействия воспитанников с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия воспитанников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
• у воспитанников будут сформированы представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и учреждения, бережное отношение к ним.
6. Формы подведения планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика
4. Анкетирование
Календарно – тематический план на 2022-2023 год
№ п/п Тема занятия Кол-во часов
Сентябрь
1 Эстетика поведения и этикет 1
Октябрь
2 Правила общения 1
Ноябрь
3 Собственное «Я» 1
Декабрь
4 Подросток и конфликты 1
Январь
5 Я - пассажир! 1
Февраль
6 Символ жизни – семья. 1
Март
7 Речевой этикет. 1
Апрель
8 Культура внешнего вида человека 1
Май
9 Азбука Маркиза Этикета 1
10 Итоговый тренинг Блиц турнир «Пословицы и поговорки о нравственности». 2
Содержание программы
Сентябрь
Знакомство с понятие «эстетика поведения», «этикет»; значение нравственно – этической составляющей в жизни человека. Что значит быть уважительным?
Октябрь
Знакомство детей с понятием «общение» и правилами его. Помощь детям определить значимость умения общаться в жизни человека. Что значит уметь слышать и слушать другого? Помощь детям в обретения навыка «вступать в диалог».
Ноябрь
Знакомство с понятием «собственное «Я»; Каким меня видят окружающие? Помощь в осознании значения умения вести себя в обществе; как воспитать сознательную дисциплину и культуру поведения, принимать других людей?
Декабрь
Расширить детей представление об основных причинах конфликтов. Знакомство с различными способами выхода из конфликтов в рамках нравственно-этического поведения человека.
Январь
Помощь детям раскрыть значение слов «культура поведения в общественном транспорте»; «культура поведения на улице».
Февраль
Раскрыть понятия «семья», «семейная сплоченность», «семейные устои», «нравственный стержень жизни». Помощь детям в определении значимость семьи в жизни человека.
Март
Раскрыть понятие «речевой этикет», «культура речевого общения»; помочь детям определить значимость этики речи в жизни человека.
Апрель
Раскрыть сущность понятия «культура внешнего вида», «вкус», «чувство меры»; помочь детям осознать значение и роль данного аспекта в жизни человека.
Май
Закрепление полученных знаний и систематизация. Помочь детям осознать значение этикета, в жизни человека.
Итоговый тренинг комплексной общеразвивающей программы
Закрепление навыков к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали.