елена милохова
Опыт работы «Адаптация воспитанников второй группы раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
второй группы раннего возраста №1
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно, т. е. нет точек соприкосновения с близкими. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др. – то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка).
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
В 2015-2016 учебном году наша группа начала функционировать с пятого августа. Прием детей проходил постепенно. На данный момент все дети посещают детский сад. Заранее до прихода ребенка в детский сад мы собирали от родителей всю информацию о ребенке. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей. При переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все – поэтому мы как можно больше расспрашиваем у родителей о его привычках и стараемся создать условия, схожие с домашними: посидеть с ребенком перед сном, почитать его любимую сказку, докормить обедом.
Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (1й, 2й, 3й, 4й, 8й, 16й, 32й и при необходимости 64й, карты стула детей, также мы знакомим родителей с нормами адаптации, чтобы родители знали: даже если ребенок, как им кажется, легко и быстро привык к детскому саду, не следует оставлять его в детском саду на 8-10 часов. Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания.
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в группе. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
• знакомство, сближение детей между собой;
• знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
• знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
• знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. В своей работе применяем специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания, хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, пальчиковые игры, затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовим такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора "Лего" и др. В период адаптации хорошо помогают также игрушки-забавы, игрушки Бибабо, потешки- баюкалки при укладывании детей спать, приучаем к объединению в игре с другим ребенком, используем хороводные игры, элементы театрализованной деятельности, элементы закаливающих мероприятий, применяем нетрадиционные способы рисования на занятиях и др.
Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтоб родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Регулярно проводим индивидуальные беседы, даем необходимую им педагогическую помощь в процессе ежедневного общения с ними, проводим консультации, еженедельно оформляем родительский уголок, проводим родительские собрания. В начале учебного года провели родительское собрание, где ознакомили родителей с возрастными особенностями раннего возраста, внутренним распорядком детского сада.
В группу на данный момент посещают всего 21 ребенок. Двое детей уже посещали дошкольное учреждение и они сразу оставались на полный день. Трое детей перешли в восьмую группу, из них у одного легкая степень адаптации у двоих детей средняя. Двое детей только начали посещать детский сад, и адаптация у них еще продолжается. Итак адаптацию в нашей группе проходили 20 воспитанников, из них у 9 воспитанников легкая степень адаптации (45%, и 11 воспитанников имеют среднюю степень адаптации к дошкольному учреждению (55%)
Только профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями, поможет детям как можно быстрее адаптироваться к детскому саду.
Подготовила воспитатель :
Милохова Е. П.