Гудимова Людмила
Адаптация во второй младшей группе. Как помочь малышам??
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШАМ? ЭТАПЫ, СХЕМЫ
В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается психическое и физическое развитие, и считается важнейшим этапом развития личности. При посещении 2 младшей группы детского сада каждый ребёнок испытывает определённый стресс, интенсивность и продолжительность которого зависит не только от индивидуальных особенностей, но и стратегии поведения воспитателя и родителей. Адаптация к новым условиям – это сложный и многогранный процесс, успешность которого во многом можно определить увлеченностью малыша в предлагаемые виды деятельности
Публикация «Адаптация во второй младшей группе, Как помочь малышам??» размещена в разделах
Возраст воспитанников: 2 младшую группу детского сада посещают малыши возраста 3-4 лет. С учётом их возрастных особенностей, сферы интересов, потребностей созданы все необходимые условия для полноценного, всестороннего развития.
Этапы: Образовательная программа 2 младшей группы детского сада имеет свои особенности. Малышей учат концентрировать внимание на игре, рисованию, конструированию не отвлекаться на посторонние раздражители. Такое психологическое напряжение существенно осложняет процесс адаптации к детскому саду. Процесс привыкания к новым условиям, предъявляемым требованиям, расширившимися обязанностями закономерно проходит несколько стадий. С первых дней посещения 2 младшей группы детского сада каждый ребёнок начинает демонстрировать несвойственное ему ранее поведение. Спокойные дети становятся активными, упрямыми, иногда, даже агрессивными. Непоседы и весельчаки, наоборот, становятся замкнутыми, безынициативными. Многие дети начинают плакать, избегать любого контакта с окружающими, протестовать. В самом начале адаптации их крайне сложно успокоить, а, тем более, вовлечь в какую-либо деятельность. Со временем всё возвращается к норме. Постепенно дети свыкаются с фактом систематического посещения детского сада, знакомятся друг с другом, начинают больше доверять воспитателю. Теперь они знают правила и расписание, испытывают гордость за первые, успешно выполненные, работы. Успешность адаптации на данном этапе зависит от многих факторов. Если малыш остаётся без внимания воспитателя, всегда последним уходит из группы, не может ни с кем подружиться или оказывается неспособным выполнить творческую работу, процесс адаптации заметно усугубится, будет длиться дольше, чем у остальных детей. Привыкание к новым условиям может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Так или иначе каждый воспитанник избавляется от чувства дискомфорта, перестаёт протестовать по утрам, плакать, расставаясь с мамой. Дети начинают получать удовольствие от посещения детского сада, проникаются к воспитателю, ответственно относятся к занятиям. Каждый этап и процесс адаптации в целом носит индивидуальный характер по степени выраженности негативных симптомов, продолжительности.
Трудности, которые могут возникнуть: Сложности адаптации детей 3-4 лет во многом обусловлены особенностями их развития. Немногие взрослые понимают, что капризы и упрямство ребёнка вызваны тем, что он уже считает себя взрослым. Непоколебимая позиция малыша, который стремится всё делать самостоятельно, заставляет либо признать право выбора, либо ограничить ребёнка в действиях. Первая позиция может привести к порче вещей, вторая – закономерным конфликтам. Родители и воспитатель должны понимать, что ребёнок – это, в первую очередь, индивидуальная личность с собственными интересами, потребностями, убеждения. Каждый малыш нуждается в : безусловной любви; признании себя; похвале. Но одновременно с этим перед взрослым стоит задача научить и показать правильный алгоритм действий, чему ребёнок всеми силами препятствует.
Схемы привыкания: Причин, почему ребёнок противится посещению детского сада, может быть огромное множество. Среди возможных: не знание культурно-гигиенических навыков; неумение самостоятельно играть с игрушками; несовпадение режима дня дома и в детском саду; низкий иммунитет; особенности характера; неподобающий стиль воспитания (например, опека); отсутствие опыта (ребёнок не общался со сверстниками, не оставался в гостях у бабушек с дедушками, не ходил в гости вместе с родителями). Каждая из причин может осложнить, так и облегчить адаптацию ребёнка во 2 младшей группе детского сада. Меры, предпринимаемые для их устранения, являются схемами успешной в теории адаптации. Однако каждая из них имеет и определённые нюансы.
Советы для родителей и воспитателей: Ребёнок 3-4 лет транслирует в своём поведении настроение взрослого. Дети быстро заряжаются эмоциями, несмотря на их направленность. Самое главное правило, которого должны придерживаться родители – это сохранять спокойствие в любых ситуациях. Вытерпеть капризы малыша во время подъёма, сбора в садик, прощания с мамой бывает крайне затруднительно, однако агрессия, недовольство со стороны взрослого обязательно будет перенята малышом. Если родитель судорожно прощается с ребёнком, едва сдерживая слёзы, он обязательно почувствует тревогу, беспокойство. Тогда детский сад у него будет ассоциироваться с опасностью, причём необъяснимой. Время нахождения в группе следует увеличивать постепенно. Посещения при этом должны быть регулярными, а не зависеть от того, во сколько удалось разбудить малыша. Прощание не должно быть долгим, а в первые недели следует напоминать, что разлука будет недолгой. Воспитатель – это значимый взрослый в жизни каждого ребёнка. Он не только несёт непосредственную ответственность за безопасность малыша, но и играет важную роль в процессе адаптации. Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, воспитатель должен уделять ему достаточно внимания, вовремя замечать негативные симптомы и бороться с ними, вовлекать малыша в разнообразные виды деятельности, хвалить за полученный результат.
Что говорит об успешном завершении привыкания?
Успешно завершённый процесс адаптации отражается в настроении, поведении ребёнка. Он больше не капризничает и не сопротивляется во время сборов в детский сад. Мало того – проявляет инициативу, выбирает, что надеть, какую игрушку взять с собой, торопится, чтобы не опоздать. Вечером, по дороге домой довольный малыш с радостью поделится с мамой впечатлениями, полученными в течение дня. Успешно адаптированные детки дружат, играют, делятся друг с другом, преимущественно пребывают в приподнятом настроении.
Что может усложнять процесс? Нельзя пугать ребёнка детским садиком за непослушание – так дошкольное учреждение никогда не вызовет позитивных эмоций. Не стоит бурно реагировать и за плаксивость при расставании. Это нормальная реакция детей 3-4 лет, которых принудительно помещают в совершенно незнакомые для них условия жизни. Давая обещание забрать малыша пораньше или сходить с ним вместе в кино после садика, важно обязательно их сдерживать. Обманутый однажды ребёнок может на долгое время потерять доверие к родителю. Воспитатель группы не должен пренебрегать специальными терапевтическими средствами или профилактическими мерами по стабилизации эмоционального состояния детей. На практике существует и успешно применяется множество техник работы с воспитанниками, направленными на формирование чувства уверенности, доброжелательности. Некоторые техники помогают детям избавиться от страхов, найти общий язык со сверстниками. Чем больше этих навыков имеет малыш, тем успешнее и быстрее будет протекать период адаптации к детскому саду. Детский сад – это важнейший этап в развитии любого ребёнка. В стенах дошкольного учреждения малыш приобретает полезные навыки, расширяет кругозор и обогащает свой жизненный опыт.
Заключение Несмотря на все положительные последствия, многие родители предпочитают пренебрегать или отсрочивать посещение детского сада ввиду соответствующих опасений – капризов, болезней, конфликтов. Все негативные симптомы – закономерная реакция организма ребёнка на стресс. Процесс адаптации может протекать до нескольких месяцев и зависеть от многих факторов. Взрослые могут и должны облегчить привыкание малыша к новому режиму жизни, создав подходящие для этого условия. Выбор стратегии должен опираться при этом на индивидуальные особенности ребёнка, его предшествующий опыт.