Вера Крупенина
Адаптация в детском саду детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
По данным министерства здравоохранения сейчас в России более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения : близорукостью, дальнозоркостью, нарушением рефракционной способности глаза, амблиопией и косоглазием. Каждый год число таких детей увеличивается.
Публикация «Адаптация в детском саду детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Плохое зрение влияет на восприятие детьми окружающей среды, они вообще не видят или очень плохо видят высокие здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, они неверно ориентируются в пространство. Моторная активность этих детей также ограничена, так что большинство из них страдают от отсутствия физической активности, нарушения осанки, плоскостопием и снижения функциональной активности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Память дошкольников с патологией органа зрения также имеет свои особенности. Неточность визуальных представлений, ограниченный зрительный опыт усложняет формирование процессов памяти: запоминание, забывание, воспроизведение и распознавание. Кроме того, этим детям крайне трудно вступить в общество. Им трудно общаться с другими, ориентироваться в пространстве, они очень ограничены в выборе вида деятельности. При отсутствии зрения появляются отличительные характеристики развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, остаются. Периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих.
Отсутствие визуального контроля над движениями затрудняет формирование координации движений.
У слепых и слабовидящих отмечаются регулярные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальных выражений лица) с глубокими нарушениями зрения ослаблены. Даже безусловные рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состояние печали, радости, гнева и т. Д., Проявляются в глубоком нарушении зрения в очень ослабленной форме. Единственными исключениями являются защитные движения, сопровождающие переживание страха.
В дошкольном учреждении адаптационная работа с детьми должна начинаться с ознакомления с областями группы. Ребенок должен быть проинформирован о своей цели, о правилах поведения в разных комнатах группы, что поможет ему преодолеть страх перед неизвестным пространством. Вся работа должна быть сделана в увлекательной игровой форме. Следующим шагом будет знакомство с окружающими вас людьми и вашими сверстниками. Обычно ребенок с заболеванием глаз боится общения, поэтому перед взрослыми стоит важная задача — научить ребенка общаться и играть с другими детьми.
Первые несколько дней, если у ребенка возникают проблемы с привыканием к условиям детского сада, родители должны присутствовать в группе. Для слабовидящего ребенка новая среда всегда вызывает стресс, а присутствие родителей придает ему уверенности и смелости.
После того, как ребенок адаптировался к условиям детского сада, для него должен быть составлен индивидуальный маршрут с учетом уровня его способностей, желаний и интересов.
Для подготовки к урокам корректирующий материал должен подбираться индивидуально, в зависимости от особенностей психического развития из-за нарушений зрения. Дети пополняются в подгруппах с учетом текущих и ближайших целей развития — это повышает эффективность курсов. Тесное сотрудничество с родителями необходимо. Родители могут получить советы по воспитанию своего ребенка, узнать о рекомендациях и публикациях в области новых технологий для обучения слабовидящих детей.