Анкудимова Юлия
Адаптация в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка в детском саду.
Ваш малыш пришел впервые в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния.
Публикация «Адаптация в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Вполне ясно, почему маленькие детки с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.
Психологи выделяют три основных этапа адаптации:
I этап — острая фаза
Ребёнок не знает, как справиться с тем стрессом, который на него свалился. Соответственно, не может удержать контроль над эмоциями. Сдержанные дети сидят весь день в группе у окна и ждут маму с папой, а дома весь вечер напролёт плачут. Гиперактивные дети становятся настоящим испытанием для воспитателей: дерутся, отказываются есть и спать, нарушают дисциплину, не ходят на горшок, кричат. А потом ещё и перед родителями истерику устраивают.
Длится это около 1-1,5 недель (показатель усреднённый, зависящий от индивидуальных особенностей малыша).
II этап — умеренно острая фаза
Начинается привыкание. Отрицательные реакции утихают. Организм приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш становится уже не таким дёрганным, начинает общаться с другими детками, вовлекается в общегрупповые занятия, у него улучшается аппетит и нормализуется сон. Однако о полной стабилизации психоэмоционального фона мечтать пока рано. Весь скопившийся негатив выливается только в отдельные и редкие приступы истерики или агрессии.
Продолжительность — 2-3 недели.
Заканчивается часто «разговором по душам», в котором малыш демонстративно и снисходительно делает родителям «одолжение» и соглашается ходить в садик на добровольных началах.
III этап — компенсированная фаза
Наконец происходит полное вливание в коллектив, организм приспосабливается к новым условиям, психофизиологические реакции восстанавливаются до нормального состояния. Малыш ещё может поплакать утром или отказаться выполнять какое-то требование воспитателя, но такие моменты носят непостоянный характер и единичны.
Продолжительность — 2-3 недели.
Таким образом, сказать наверняка, сколько длится период адаптации к детскому саду, нельзя. Для малышей, более-менее подготовленных родителями к такому испытанию, при соответствующих условиях в дошкольном учреждении (профессиональный воспитатель, хорошая кухня, интересные занятия, детки из благополучных семей) он может закончиться уже через 3-4 недели. Для других — затянуться на 3-4 месяца.
Также в психологии выделяют степени адаптации:
Так как все детки по-разному привыкают к детскому саду, психологи выделили 3 степени адаптации. Каждая из них характеризуется своими особенностями. Родители должны знать, какая из них у ребёнка, чтобы предпринять своевременные меры и помочь приспособиться без последствий для психики и физического здоровья.
Лёгкая степень адаптации
Привыкание длится примерно 3-4 недели.
Как проходит:
• слёзы высыхают, как только заходит в группу;
• без страха подбегает к воспитателю, обнимается с ним, смотрит в глаза, улыбается;
• доверительно рассказывает, что произошло в садике;
• играет вместе со всеми;
• способен попросить о помощи;
• выполняет основные требования взрослых;
• истерики с каждым разом становятся всё тише, устраиваются реже;
• не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку.
Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.
Средняя
Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.
Как проходит:
• часто болеет;
• не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе;
• отвлекается на игры и успокаивается;
• может немного грустить в течение дня (недолго);
• общается с ребятами и воспитателем, но без энтузиазма, постоянно спрашивает о маме с папой;
• неожиданно покидает игру, отходит в сторону, чтобы побыть одному;
• имеет избирательный круг друзей;
• придерживается большинства правил, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения;
• может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать;
• на все вопросы о том, как прошёл день, отвечает односложно, с преобладанием одной мысли, как он скучал.
В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.
Тяжёлая
Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.
Как проходит:
• при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу;
• после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт;
• не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями;
• если и участвует в играх, то только с истериками, приступами агрессии, никого не слушая и не воспринимая;
• отказывается есть и спать по расписанию;
• не обращает внимания на требования воспитателя, может заплакать или испугаться, когда ему сделают замечание.
Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту.
Учитывая данные уровни, родители смогут оказать малышу посильную помощь в адаптации к детскому саду.
Чтобы адаптировать ребёнка к детскому саду, его нужно научить определённым навыкам:
1. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
2. Пользоваться ложкой и вилкой.
3. Проситься и ходить на горшок.
4. Воспринимать разную пищу.
5. Слушаться взрослых, знать об элементарных манерах поведения.
6. Чётко и ясно выражать свои мысли.
7. Общаться, участвовать в коллективных играх.
8. Мыть руки перед едой и после прогулки.
9. Убирать за собой игрушки.
10. Отвыкнуть от соски.
11. Уметь самостоятельно, без мамы, укачивания и убаюкивания засыпать.
Этих умений и навыков вполне достаточно для адаптационного периода.
Рекомендации родителям:
Во-первых, есть отдельные рекомендации психолога родителям, как за 3-4 месяца подготовиться к детскому саду, чтобы адаптация прошла успешно:
1. Заранее расскажите ребёнку, что скоро ему придётся каждый день ходить в детский сад, что это его «работа» — как у мамы и папы. И изменить это нельзя.
2. Маме следует постепенно отдаляться: чаще оставлять одного в комнате, научить его занимать себя самого, играть с кем-то из родственников.
3. Научите элементарным навыкам общения: делиться игрушками, улыбаться, не кусаться и не драться, не брать чужое.
4. Постепенно расширяйте круг его общения: знакомьте с давними родственниками, соседями, друзьями семьи, ровесниками.
Что нельзя делать в подготовительный период:
• убегать родителям тайком, оставляя ребёнка с родственниками или друзьями: научите его нормально прощаться, чтобы он адекватно реагировал на то, что вам придётся расстаться на какое-то время;
• поощрять за каждое выполненное требование конфетами или исполнением желаний (иначе он будет ждать этого же от воспитателя);
• оставлять одного в квартире;
• показывать свои страхи и переживания насчёт предстоящей разлуки.
Во-вторых, каждый уважающий себя детский сад заботится о том, чтобы ребёнок адаптировался как можно быстрее. Поэтому в группах, у воспитателей или заведующей есть памятка — информация для родителей, как они смогут ускорить данный процесс:
• Заранее сходить в садик, познакомиться с заведующей, воспитателями и нянечками, узнать режим дня, посмотреть условия пребывания.
• Мама не должна выходить на работу в тот же день, что малыш пошёл в детский сад. В первые дни его надо забирать пораньше. Нужно быть готовой в любой момент сорваться, так как позвонить с просьбой увезти его домой из-за болезни могут и в 10.00 утра.
• Самое оптимальное время для адаптации — лето или зима, но никак не межсезонье.
• Не опаздывать утром, вовремя забирать вечером, соблюдать правила внутреннего распорядка
• Класть в шкафчик сменное бельё.
• Если мама утром не в состоянии справиться с эмоциями и тем самым расстраивает малыша, пусть его отводит в садик более сдержанный и строгий папа.
• Предупреждать воспитателя с утра о недомоганиях, плохом настроении, перенесённых накануне стрессах.
• Забирая ребёнка, интересоваться у воспитателя, как он себя вёл, есть ли какие-то проблемы. Возможно, дома нужно провести какие-либо разъяснительные беседы.
• Не посещать садик во время болезни.
На время адаптационного периода родителям настоятельно рекомендуется:
• создать дома благоприятную атмосферу, исключить семейные ссоры и скандалы;
• не повышать голос, не наказывать слишком строго, относиться снисходительнее к промахам;
• уделять достаточно внимания, проводить как можно больше времени;
• на выходных, в праздники и во время больничных придерживаться режима дня садика;
• усилить витаминизацию питания: давать больше фруктов и детские минерально-витаминные комплексы для поддержания иммунитета;
• никогда не высказываться плохо о его ровесниках-одногруппниках, воспитателях, нянях и детском саду в целом;
• избегать повышенные эмоциональные нагрузки, которые стимулируют и без того возбуждённую детскую нервную систему;
• никогда не сравнивать с другими детьми, ставя их в пример;
• ежедневно разговаривать с малышом о том, как прошёл день.
Специалисты также называют особые условия успешной адаптации ребёнка к детскому саду:
• достаточный уровень психологической и социальной подготовки ребёнка к садику;
• отсутствие проблем со здоровьем;
• соблюдение единой системы воспитания в семье и в детском саду;
• благоприятный микроклимат;
• индивидуальный подход;
• психологическая готовность родителей;
• тесный контакт воспитателя и родителей;
• щадящие условия пребывания в детском саду во время адаптации (оставаться на неполный день, не до конца съедать кашу, не спать, а просто тихо лежать в кроватке);
• разрешение брать с собой любимую игрушку.
Да, родителям придётся немало потрудиться, чтобы адаптация прошла успешно. Зато, если всё сделать грамотно, как советуют психологи и педагоги, впоследствии проблем с посещением не возникнет.