татьяна шугурова
Адаптация в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к детскому саду
При поступлении в учреждение дошкольного образования все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Публикация «Адаптация в детском саду» размещена в разделах
Приспособление организма к новым условиям социального су-ществования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоцио-нальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду : легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяц. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Группа «Пчёлки» вновь приняла малышей в стенах нашего детского сада. Адаптация к детскому саду тяжелое время для каждого ребенка, это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму. к новым отношениям, но и выработка новых умений, навыков, знаний.
Адаптация у всех проходила по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью шел в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождалось слезами. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями.
Но мы делали все, чтобы малыши быстрее адаптировались к детскому саду. Использовали элементы телесной терапии (берем ребенка на руки, обнимаем, поглаживаем); предлагаем ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой; рассказываем сказки, поем колыбельные перед сном; используем игровые методы взаимодействия с ребенком; создаем у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы. Проводим ежедневные беседы с родителями, которые вселяют в них уверенность, рассеивают беспокойство и тревогу за своего ребенка.
И это дало хорошие результаты, малыши смело без боязни идут в группу. Позади два месяца привыкания к детскому саду и друг к другу. Теперь это совсем другие дети, которые постигают азы вежливости, послушания. Как приятно видеть малышей, увлеченных собиранием домиков из конструктора, рисованием красками и фломастерами, слушающих сказки и детские песенки. А сколько интересного еще впереди! Сколько побед, достижений, праздников!
Мы будем гордиться нашими воспитанниками!