Шинкарева Елена Борисовна
Консультация «Адаптация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детей на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди - многие дети проблемно воспринимают это. Большая часть детей плачет перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Дети более старшего возраста легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.
Причиной детских слё з могут явиться различные факторы:
Публикация «Консультация „Адаптация ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- страх, связанный с новой обстановкой (дети до трех лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядом с мамой, а попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс.
- переизбыток эмоций. В детском саду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
- неспособность себя обслужить.
- ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
- эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
- отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, такое редко, но возможно.
Обязательно выясните причину слёз малыша, чтобы избежать психологической травмы.
Классифицируют три основных способа адаптации :
- творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
- конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
- стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.
Самым эффективным считается творческий стиль, самым неэффективным – стиль избегания.
Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации :
- легкая адаптация - поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие дети заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
- адаптация средней тяжести - процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет, но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
- тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети чаще обычного болеют, могут пропадать умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам.
Если у ребенка возникли сложности с адаптацией в детском саду, то первым делом необходимо выяснить, что конкретно мешает адаптации ребенка. Определение проблемы является первым шагом для ее решения. В некоторых случаях, когда проблем не одна, а несколько, родителям стоит обратиться за помощью детского психолога. Необходимо определить, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций основные - это страх, гнев и обида. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.
Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, достаточно 2-3 часов. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться с ребенком нужно без слез, чтобы не расстроить и не напугать малыша. Также возможно взять принести с собой любимую игрушку, таким образом ребенок будет не один. Иногда лучше попросить кого-либо из родственников отводить ребенка в садик - в таком случае прощание будет переживаться легче. В период адаптации вашему ребенку необходимо еще больше вашего внимания. Расспрашивайте ребёнка обо всём - об играх, новых знакомствах. Помогайте в трудностях, хвалите за достижения и успехи. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед сном дополнительно проговорите приятные моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.
Для того, чтобы процесс адаптации прошел наиболее безболезненно, следует придерживаться следующих рекомендаций. Не говорите при ребенке плохо о детском саде. Дома следует ввести распорядок как при режиме дня в детском саду. Заблаговременно познакомьте ребёнка с детьми и воспитателем садика, в который он пойдёт. До поступления в детский сад научите малыша обслуживать себя. Не пугайте ребёнка детским садом (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик). Объяснить ребенку, что временная разлука неизбежна только потому, что он стал взрослее. Не демонстрируйте своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад. В первый месяц забирайте ребенка из сада пораньше. Как можно чаще говорите ребенку о том, как вы его любите и скучаете без него.
Правильная подготовка ребенка к детскому саду позволит пройти адаптационный период максимально комфортно как для ребенка, так и для родителей.