Анна Артемова
Адаптация ребенка к детскому саду: методика организации занятий с детьми, работа с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Под адаптацией в современной научной литературе понимают, как процесс привыкания или приспособления организма к новой обстановки. Адаптация ребенка к Детскому саду — это сложный период не только для ребенка, но и для родителей и нас воспитателей. Задача педагога не растеряться, а тщательно подготовиться к этому. Для этого необходимо:
Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду: методика организации занятий с детьми, работа с родителями» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
1. Примерно в конце мая месяца провести родительское собрание, на котором вы должны дать рекомендации родителям «Как избежать малышу трудности привыкания к новой обстановке». (Приложение к консультации №1).
А что делать, если родительское собрание проходит в августе?
Для этого необходимо, сказать, что мы надеемся, на то, что многие родители готовили ребенка в детский сад, примерно, по такой схеме и рассказать эти же рекомендации.
Родителям, которые не присутствовали на собрании, можно переслать информацию, через электронную почту.
2. Повторить возрастные особенности детей этого возраста и тщательно изучить анкету «Давайте познакомимся!», которую родители заполнят на первом собрании (Приложение №2, где родителями прописаны особенности ребенка - привычки, любимые игры, занятия, увлечения и другие особенности подрастающей личности. Эти знания помогут нам, найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
3. Создать условия для самостоятельно-игровой деятельности детей, а также организационной образовательной деятельности, которая обеспечит формирование комфортных условий для развития социальных взаимодействий с детьми и взрослыми.
4. Сделать подборку игр и игрушек по возрастным особенностям детей. (Программа.) Ведь умение организовать деятельность имеет огромное значение, но не всегда удается ее осуществить в полном объеме, так как во время адаптации возникают непредсказуемые моменты (например, плачут 2-3 ребенка, не успокаиваются; переодеть нужно ребенка, а может и не одного; и другие причины; отвлекающий момент - родители постоянно пишут в ВАЦАПЕ, звонят или вообще сидят в раздевалке и через 5 минут заглядывают в группу).
- Поэтому, рекомендую иметь в своем «репертуаре» 2-3 подвижные игры. С помощью которых, можно организовывать весь день. Например, игра «Паровоз» помогает нам возить детей везде в течении дня – и руки мыть, и на прогулку, и в гости к «Зайке» все, что вы придумаете, чтобы организовать детскую деятельность.
- Знать 2-3 пальчиковые (музыкальные) игры, такие как «Похлопаем в ладоши…», «Мамины помощники» (изображают - шьют, подметают, гладят, вешают белье) и другие.
- Использовать в своей практике, такой прием как обыгрывание игрушки. Например, к детям пришел с утра в группу «Петрушка», он с детьми здоровается; занимается, делает с ними зарядку; хвалит детей; замечает, если кто-то нарушает правила и многое другое.
Если мы заметили, что ребенок делает не так, как нужно, то эту ситуацию можно обыграть. Можно взять игрушку, например, медведя и сказать детям, что мишка забыл правило поведения за столом, давайте напомним ему и вместе с детьми вспоминаем, и обращаем внимание на «нарушителя порядка», смогли ли мы на него повлиять косвенно. Если и это не помогло исправить ситуацию, то подходим и работаем индивидуально, опять-таки используя медведя, где говорим, что мишка уже умеет правильно сидеть, и ты тоже умеешь, покажи, как и повторяешь эти правила поведения.
- Обязательно делайте с детьми зарядку и желательно если она будет музыкальная или тематическая (например, «Зайки», «Птички», «Мишки», «Часики») – это один из организационных моментов, помогающих собрать детей, привлечь внимание, отвлечь детей от мысли о маме, о доме.
- Привлечь детей к мытью рук, можно с помощью мини-мастер-класса воспитателя для детей «Мыльные перчатки» или использовать это в образовательной деятельности с детьми (включил воду, намочил их, взял мыло и намылил внутреннюю часть рук, затем – внешнюю сторону рук, пальчики и сделали манжеты – получились мыльные перчатки – этот прием очень нравиться детям).
5. В договоре для родителей прописано то, что родители имеют право находиться в группе в течении 10 дней. Мы же считаем, что это может только задержать период адаптации ребенка к детскому саду, к воспитателю; будет отвлекать других детей и нам создается дискомфортная ситуация. Что делать, если всё-таки эта ситуация произошла? Лично я разрешала родителям находиться в группе, если ребенок адаптировался с трудностями или вообще отказывался заходить в группу (не отрывать же его от мамы). Но предварительно договаривалась с мамой, что ее нахождение в группе предусматривается как помощь воспитателю и ребенку, в том, чтобы он привык к педагогу, к детям, к группе, к выполнению режима.
6. Еще нам необходимо, добиться доверительного отношения с родителями. Они должны спокойно идти на работу, зная, что оставили ребенка, на человека, который будет с детьми играть, ухаживать, уделять внимание каждому, замечать индивидуальные особенности в развитии ребенка и многое другое. Ведь многие думают, что в детском саду очень легкая работа – воспитатели ничего не делают.
Что нужно для того, чтобы добиться доверительного отношения от родителей?
Нам необходимо развеять мифы об адаптации ребенка к детскому саду : «адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно, и родители боятся, что у них будет тоже самое; дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят; у ребенка, который начинает ходит в детский сад портится характер, он становится просто невыносимым.»
Понятно, что нужно для этого показывать свою работу родителям. А как они ее увидят если их в группе нет! В этом нам помогает привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада, группы; к участию в открытой образовательной деятельности и как участников, и как приглашенных зрителей.
7. Когда родители пришли за ребенком, вы должны рассказать ему о том, что происходило в его отсутствие.
- вначале рассказать о хорошем, что было ребенку интересно, чем занимался, с кем общался;
- потом можно сказать о том, что не получалось, или стеснялся, или растерялся, или упрямился ребенок в общении.
В заключении мне бы хотелось сказать, все у вас получиться отлично, если вы любите свою работу, детей, свою Родину и хотите помочь вырастить достойное, самостоятельное, развитое поколение.
Приложение №1
Рекомендации родителям детей, поступающих в дошкольное учреждение.
- В течении лета перестройте режим ребенка так, чтобы он начал просыпаться за час-полтора до того, как нужно выходить из дома в детский сад.
- Научить детей самостоятельной гигиене в туалете, приучите его отправлять естественные потребности в одно и тоже время (лучше рано утром).
- Максимально приблизите меню вашего ребенка к детсадовскому, следите, чтобы малыш не перекусывал между едой.
- Закаливайте ребенка (ходьба босиком, водные процедуры, воздушные ванны и другое, это поможет укрепить не только иммунную, но и нервную систему малыша.
- Примерно за месяц до того, как ребенок пойдет в детский сад, ограничьте время пребывания рядом с ним.
- Создайте ситуации, когда ребенок сам захочет, чтобы мама отлучилась на некоторое время (сделать маме сюрприз, выполнить ее поручение); формируйте необходимые навыки общения с другими детьми : научите малыша здороваться с группой детей, предлагать сверстникам свои игрушки, попросить разрешение играть с ними, правильно реагировать на отказ.
- Приучайте ребенка брать с собой только те игрушки, которые он готов поделиться с другими детьми.
- Рассказывайте ребенку о детском саде, объясняйте, что изменится в его жизни, сходите вместе в детский сад, обращая его внимание на новый маршрут.
- Говорите, что очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад.
- Не усложняйте проблему – старайтесь не обсуждать при ребенке возможных затруднений и негативных изменений, которые могут произойти в жизни семьи.
- Не приукрашивайте ситуацию – малыш может приобрести неправильную установку и горько разочароваться в первый же день пребывания в детском саду.
- Старайтесь относиться к переменам в вашей жизни как к необходимости, но не напоминайте каждый день ребенку о том, что его ждет.
- В первый день сразу не уходите, побудьте немного с ребенком, лучше, если он сам вас отпустит.
- Приходите в детский сад чуть позже – не нужно, чтобы ребенок был свидетелем чужих слез при расставании с мамой.
- Расспрашивая ребенка, как он провел день в детском саду, задавайте точные и конкретные вопросы, тогда он почувствует, что жизнь дошкольного учреждения вам близка и понятна, и захочет, чтобы вы приняли в ней участие.
Приложение №2
Анкета «Давайте познакомимся!»
Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Ответив на все вопросы анкеты, вы поможете воспитателю узнать ваших детей поближе, найти к ним подход и легко детям адаптироваться к новой обстановке.
1. Ф. И. О. ребенка ___
2. Дата рождения ___
3. Домашний адрес, телефон ___
4. Состав семьи___ Какой ребенок по счету в семье? ___
5. Мать
Ф. И. О., год рождения ___
Образование, специальность ___
Место работы, телефон, рабочий телефон ___
6. Отец
Ф. И. О., год рождения ___
Образование, специальность ___
Место работы, телефон, рабочий телефон ___
7. С кем проживает ребенок ___
8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании ___
9. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ___
10. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ___
11. Часто ли ребенок болеет (причина, какие заболевания, травмы перенёс ___
12. Основные виды игр и занятий дома ___
13. Легко ли рассмешить ребенка ___
14. Какие игрушки любит, кто их убирает ___
15. Любимая пища ___
16. Нелюбимая пища ___
17. Есть ли у ребёнка аллергия (на что) ___
18. Как ребенок просыпается утром : (нужное подчеркнуть)
а) активен, в хорошем настроении б) с капризами
19. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения ___
20. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)
а) активен, лидер б) легко присоединяется к играющим в) испытывает трудности.
21. Любимые занятия, интересы:
а) лепка, рисование, конструирование б) подвижные игры, физическая активность
в) книги, познавательные игры г) другое ___
22. Часто ли капризничает ваш ребёнок? ___
23. Что может вызвать гнев у ребёнка? ___
24. Наказываете вы ребенка? Если да, то как? ___
25. Какие меры поощрения вы применяете ___
26. Кто занимается воспитанием ребёнка? ___
27. Кто гуляет с ребёнком? ___
28. Кто будет забирать ребёнка из детского сада? ___
29. Что ждёте от детского сада? ___
30. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель? ___
31. Ваши пожелания ___
Используемая литература:
1. Т. В. Костяк «Психологическая адаптация ребенка в детском саду», 2008. – 176 с.
2. Интернет ресурсы.