Светлана Сибгатуллина
Адаптация ребенка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к детскому саду – это сложный для него процесс. И чтобы детям было легче войти в жизнь группы, мы много играем, так, как игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Мы сегодня предлагаем вам мастер-класс для родителей проводимый нами в период адаптации детей.
Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду» размещена в разделах
Упражнение: «Дышим животиком»
Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на животик игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет ко мне.
Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.
Игра «Рисунки на песке»
Ход игры:
Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице: создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой, можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Дети любят играть в песке. Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения. Превращения отвлекают от переживаний. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Делаем такие упражнения:
1. отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);
2. скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;
3. шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;
4. «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть);
«следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д. Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!
Игры с прищепками. Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме. Примеров того как играть с прищепками большое количество от простого составления забора и собирания из них фигурок животных до разыгрывания сценок.
Игра из пуговиц и пробок
Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка
Игра с водой и шампунью
Наливаем в кружечку шампунь и перемешиваем до образования обильной пены.
Игра с платком (салфетками) Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы одной руки. Другая не помогает!
У меня живет проглот-
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Игра со спичками (палочками) «Колодец»
Аиз нашего колодца
Никогда вода не льётся.
Нет ни кранов и ни труб-
Мы кладём из спичек сруб!
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы. Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается? а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
Игры с тестом: Когда малыш лепит, у него развивается мелкая моторика, что в конечном итоге способствует развитию речи. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Когда малыш тянет тесто, пытаясь отщипнуть кусочек, в руке и пальцах укрепляются тонкие мышцы. Тесто – это такой тренажер для пальчиков и, следовательно, нейронов. Чем чаще и разнообразнее ребенок играет с тестом, тем выше шансы научиться хорошо говорить, читать и писать. Предлагаю поиграть с тестом. Показ с родителями.
1. Берут комочек теста и просто мнут его в руках, рвут на кусочки;
2. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешечки);
3. На плоскую лепешечку кладут ладошку, надавливают)
4. Тыкать в него пальчиком;
5. Хлопать по тесту ладошкой,
6. Плющить его ладошкой,
7. Прилеплять кусочек,
8. Катать «колбаски» ладошкой,
9. Катать маленькие «колбаски» или «колобки» пальчиком,
10. Резать стекой «колбаску»,
11. Плющить «колобки» в лепешку ладошкой или пальчиком.
12. Лепешку украшают (горох, фасоль, рис и. т. д)
Предлагаю сформировать «коврик» и украсить его.
Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте со своими детьми! Не забывайте про бросовый материал т. е. тот который находится вокруг нас (пуговицы, пробки, баночки с крышками, спичечные палочки и т. д.) и не требуют больших затрат.
Игра на детских музыкально-шумовых инструментах – прекрасный способ снять нервное напряжение с ребёнка в период кризиса 2-3 лет. Как влияют музыкальные игры на организм ребенка при адаптации расскажет
музыкальный руководитель Галина Алексеевна.
Заключительная часть танец со всеми гостями.