Шевченко Вера
Консультация «Адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям среды.
Поход в детский сад – это новый этап в жизни, привычный мир ребенка кардинально меняется. Произошедшие изменения сказываются на психическом и физическом здоровье детей, поэтому так важно знать особенности адаптации и как помочь ребенку в этот не простой период.
Публикация «Консультация „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Наибольшего внимания со стороны педагогов требует адаптация ребенка от 1 года до 3 лет, так как в этот период многие малыши впервые переходят из замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов, идут в детский сад.
Характерные признаки адаптации.
1. Нарушение эмоционального состояния (ребенок много плачет, сторониться сверстников, стремиться к контакту с взрослым или же отвергает его).
2. Нарушение сна и аппетита.
3. Разлука и встреча с родными сопровождается слезами.
4. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова запоминаются с трудом.
5. Снижается интерес к игрушкам и окружающему миру.
6. Частая заболеваемость у ребенка.
В целом все вышеперечисленные признаки являются нормой при поступлении ребенка в детский сад до определенного периода. Если же ребенок длительное время находится в таком состоянии ему потребуется помощь психолога. Чтобы понять, находится ли процесс адаптации вашего ребенка в норме, следует определить степень его адаптации к детскому саду.
Степень адаптации ребенка к ДОУ
• Легкая (благоприятной) – в течение месяца у ребенка нормализуется поведение, он спокойно и радостно начинает относиться к детскому коллективу. Аппетит и сон ребенка восстанавливается в течении одной двух недель. К концу месяца в норму приходят: речь, желание играть, интерес к окружающему миру. Острых заболеваний у ребенка не возникает.
• Средняя (условно благоприятной) – нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, настроение не устойчиво в течении месяца. Ребенок становиться плаксивым, малоподвижным, не стремиться исследовать окружающий мир, не использует приобретенные ранее навыки речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Также у ребенка может наблюдаться: нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки. Ребенок может заболевать ОРВИ.
• Тяжелая (неблагоприятной) – ребенок начинает длительно и тяжело болеть. Неадекватное поведение, граничащее с невротическим состоянием. Стойкий отказ от еды, беспокойный поверхностный сон. Общее состояние ребенка – это подавленность, агрессия, избегание других детей, отсутствие интереса к чему либо.
Факторы, определяющие успешность быстрой адаптации к детскому саду
Состояние здоровья и уровень развития ребенка.
Возраст – возраст около 3 лет является наиболее подходящим.
Степерь сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими.
Отношения с ровесниками.
Советы родителям
1. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома (не стоит водить ребенка в гости, приглашать к себе много друзей).
2. В присутствие ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.
3. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка (если он устал, пусть поспит подольше, но не на много, откорректируйте режим дня).
4. Не отучайте ребенка от вредных привычек (например, от соски, чтобы не перегружать нервную систему ребенка и не вгонять его в еще больший стресс).
5. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера (дома чаще обнимайте ребенка, гладьте по голове, говорите ласковые слова, больше хвалите, чем ругайте, сейчас ему нужна ваша поддержка).
6. Будьте терпимее к капризам (обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите его на игру, не ругайте, если он плачет).
7. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую; также это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме и т. д.).
8. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в детский садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется!
9. Организуйте утро так, чтобы день у вас и у малыша прошел спокойно (спокойная мама, спокойный малыш).
10. Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно (проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду в раздевании).
11. Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности, с которым ему легче расстаться.
12. Обязательно говорите, что вы придете и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).
13. Придумайте свой ритуал прощания (поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!», после этого сразу уходите, уверенно.
Советы для мам
1. Будьте уверены в том, что посещение детского сада действительно нужно семье.
Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в детский сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться. Чем меньше у мамы сомнений в необходимости посещения детского сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И ребенок, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
2. Поверьте, что ребенок на самом деле вовсе не «слабое» создание.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с Вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы то знаете! Хуже когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плачь – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье».
3. Воспользуйтесь помощью.
В детском саду есть психолог и этот специалист может помочь не только (и не столько) ребенку, сколько Вам, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается, после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации.
4. Заручитесь поддержкой.
Вокруг Вас есть другие мамы, переживающие те же чувства в этот период, что и вы. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из Вас. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя!