Татьяна Колченогова
Адаптация: как спокойно ее пройти
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатом (адаптивность, или к негативным (стресс).
Выделяются два основных критерия успешной адаптивности :
внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);
внешняя адекватность поведения
(способность легко и точно выполнять
требования среды).
К основным критериям адаптации относятся :
Поведенческие реакции;
Уровень нервно-психического развития;
Темочки:
Заболеваемость и течение болезни;
Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес ребёнка).
При нормальной адаптации :
быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через две-три недели);
не отмечается задержки нервно-психического развития;
ребенок не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений;
увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.
Адаптация проходит с осложнениями:
У детей из так называемых семей гиперопеки - их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и к четвёртому месяцу пребывания в детском саду.
У часто болеющих, физически ослабленных детей в связи с поступлением в детский сад может произойти срыв нервной деятельности и угнетение регуляторных механизмов, что приводит к усложненной адаптации.
Признаки стрессового состояния малыша могут проявиться:
в трудностях засыпания и беспокойном сне;
в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
в рассеянности, невнимательности;
в беспокойстве и непоседливости;
в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у
взрослых, буквально жмется к ним;
в проявлении упрямства;
в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;
в игре с половыми органами;
в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
в повышенной тревожности;
в дневном и ночном недержании мочи,
которых ранее не наблюдалось.
Рекомендации:
Попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада.
Постепенно измените рацион ребенка так, чтобы он был более или менее похож на питание в детском саду.
Рассчитывайте время, чтобы утром его было достаточно на сборы и приготовления.
Заранее подготовьте детский гардероб. Слишком дорогая одежда может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками
и супом.
Обувь лучше всего покупать на «липучках»,
тогда ребенок быстро научиться сам снимать
и надевать ее.
Если малыш склонен к аллергии, обязательно поставьте персонал садика в известность.
Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
Не делайте перерывов в посещении – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть другой вариант, которого можно всеми силами добиться.
Проводите с ребенком все свободное время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку.
Вы быстро заметите и положительное влияние садика на развитие ребенка. Он станет более самостоятельным, научиться есть, одеваться и обуваться самостоятельно.
Он принесет из садика новые слова, новые стихи и песни.
В добрый путь!