Лучший педагог года

Адаптация к школе вновь прибывших обучающихся

Мария Шихалева
Адаптация к школе вновь прибывших обучающихся
▼ Скачать +Заказ

Помощь в адаптации к школе вновь прибывших обучающихся.

Родителям.

Узнать, что ваш ребенок переживает стресс, несложно: у ребенка появляются нарушения сна, теряется аппетит, ребенок с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе, начинают возникать проблемы и с поведением в школе.

Публикация «Адаптация к школе вновь прибывших обучающихся» размещена в разделах

Во-первых, необходимо понять, в чем конкретно ребенок испытывает трудности сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т. д. Самый простой способ понять это – поговорить с ребенком, продемонстрировав свое желание и готовность помочь ему. Поделитесь с ребенком своим опытом. Наверняка вы сами сталкивались с такой же проблемой при переходе в новую школу, при поступлении в университет или другое учебное заведение, при устройстве на работу. Расскажите ребенку о своих переживаниях и страхах, которые вы испытывали, когда оказывались в новом коллективе, и о том, как вы справлялись с этой ситуацией.

Во-вторых, попробуйте организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками вашего ребенка. Это может быть праздник осени, поход в парк с родителями, пикник на природе, чаепитие у вас дома. В таких условиях ребенку легче начать общение со сверстниками, завести друзей, почувствовать себя более уверенно в коллективе.

Помните, что в адаптации ребенка к новым условиям, новому коллективу, новым требованиям, которые предъявляются извне, важнее всего – родительская любовь и поддержка. Именно благодаря родительской поддержке, принятию, у ребенка повышается уверенность в себе, и ему легче справиться со всеми «сюрпризами», которые преподносит взрослая жизнь.

Смена места учебы – ситуация для большинства детей стрессовая. Когда младший школьник приходит в сложившийся коллектив, ему приходится решать ряд задач.

Во-первых, адаптироваться к новому учителю. Для детей младшего школьного возраста учитель является несомненным авторитетом. При его непосредственном участии у ребенка формируется новая позиция – позиция школьника, которая связана с повышением произвольности в поведении, принятием на себя новых обязанностей, перераспределением времени в течение дня и т. д. Ребенок ориентируется на оценку учителем как самого себя, так и своей деятельности. А поскольку тактика у каждого педагога своя, то при смене места учебы ребенку приходится приспосабливаться к новым правилам, а это непросто.

Во-вторых, происходит адаптация ребенка к коллективу сверстников. В начальной школе дети продолжают игровую деятельность, за счет которой им легче установить контакт друг с другом. Младшие школьники в этом отношении более непосредственные, чем, скажем, младшие подростки. Поэтому, если учителем транслируется позиция принятия новичка, то коллектив примет его достаточно безболезненно. Если ваш ребенок обладает природной скромностью и сам с трудом идет на контакт даже при принятии его другими детьми, вы можете организовать что-то вроде праздника, приуроченного к его приходу в новый класс или школу. Это будет хорошим поводом собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для общения и совместной деятельности детей. Это и некоторый маркер для определения нового этапа в жизни ребенка.

Для младшего школьника ведущей становится учебная деятельность, поэтому для него важен его статус ученика и все, что с ним связано. Поэтому интерес родителей к школьным делам ребенка является для него не просто важным, но необходимым. Лишь на первый взгляд вопросы «Чем вы сегодня занимались на уроках?», «Какие оценки ты сегодня получил?» кажутся простыми и банальными, повторяясь изо дня в день. Для ребенка школьная деятельность является линзой, через которую преломляется его представление о себе: через успешность в школе формируется его самооценка.

Советы родителям

1. Желательно, чтобы смена школы или класса происходила после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму.

2. Чаще разговаривайте с ребенком о школе, но это не значит говорить самому и давать советы. Слушайте и умейте задавать вопросы.

3. Относитесь серьёзно к проблемам детей, не надо их недооценивать. В сложных ситуациях стоит поговорить доверительно и обсудить разные варианты решений. И ребенок должен быть уверен, что в любой сложной ситуации он сможет обратиться к вам за помощью.

4. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Сравнивать можно только его успехи с его предыдущими результатами.

5. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: «Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра».

6. Научите ребенка постоять за себя, но дайте понять, что не надо агрессивно настраиваться на коллектив класса, делать поспешные выводы о некоторых личностях, возможно, они станут друзьями.

7. Хвалите даже за самый маленький успех - это эффективнее, чем ругать за недостатки. Важно верить в возможности ребенка и показывать уверенность в нем.

8. Найдите, в чем успешен ваш ребенок – бассейн или шахматы, самый сильный или самый веселый в классе, ему сейчас важно будет найти свое уникальное место в коллективе.

9. Помогайте ребенку с учебой и не делайте работу за него. Основная ответственность лежит на нем.

10. Мотивируйте ребенка участвовать в общешкольных и классных мероприятиях.

11. В период адаптации к школе важно поддерживать дома спокойную доброжелательную обстановку. Пусть ребенок чувствует, что здесь – его крепость, здесь ему всегда помогут.

12. Дома, в привычной обстановке, следует предоставлять возможность выражать свои чувства и эмоции в полной мере. Детям младшего и среднего школьного возраста играть в подвижные игры, рисовать красками, чаще разговаривать с ребенком.

13. Родитель – это терпеливый наблюдатель, при отсутствии явной необходимости - не мешать ребенку приобретать опыт общения. Если кто-то «обзывается» или системно оказывает давление, надежнее поделиться с ребенком личным опытом поведения в таких ситуациях, при этом можно в свою историю внести любые изменения. Ребенку важно знать о готовности родителей поддержать и защитить.

14. Важно владеть достаточным количеством информации. Поддерживайте доверительные отношения с классным руководителем, сообщите об особенностях ребенка и пребывании в прошлой школе (коллективе, постоянно общайтесь с друзьями, одноклассниками, их родителями.

Учащийся не адаптировался если :

1. Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.

2. Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.

3. Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.

4. Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.

5. Похудел, жалуется на головную боль.

6. Нарушения адаптации выражаются в виде :

- Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

- Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает, на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Признаки успешной адаптации :

• Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.

Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

• У него появились друзья-одноклассники.

• Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.

Учителю/классному руководителю/педагогу.

Тренинг по адаптации вновь прибывшего к школе.

Упражнение «Знакомство с новеньким» (группа желающих – 10 чел.)

Есть очень хороший тренинг, который можно провести с ребятами после занятий. Много времени он не занимает.

Все участники берут стулья и садятся в круг, в т. ч. и вновь пришедший (один из участников упражнения, который в нескольких словах рассказывает о себе, свою биографию и историю, как он попал в эту школу. Буквально несколько слов.

Затем по кругу каждый из учеников называет свое имя и говорит ему слова поддержки. Причем повторяться категорически запрещается. В данной ситуации необходимо проследить, чтобы каждый говорил максимально искренне, ирония – недопустима. После этого новичку все пожимают руку, как бы принимая его в свои ряды.

На следующий день новенькому будет немного легче ориентироваться и привыкать к новым условиям.

Можно предложить детям провести необычное занятие. Попросить их разделиться на три группы и объяснить, что каждая группа должна подготовить сообщение на свою тему, а потом мы проведем одно мероприятие. Детям дать на подготовку два дня.

Каждой группе выдать свои карточки с заданиями-вопросами.

Группа 1. Что такое внимание?

— Какого человека можно назвать внимательным?

— Внимательный и чуткий — можно ли сказать, что эти понятия имеют одинаковое значение?

Группа 2. Что такое сочувствие, сопереживание?

— Кто может быть другом?

— Кому можно сочувствовать, сопереживать?

Группа 3. Что такое забота?

— Какого человека называют заботливым?

— Что общего между милосердием и заботой?

Учитель. Для ответа на некоторые вопросы вы можете пользоваться толковым словарем. Можете обратиться за помощью ко мне или к родителям. Каждой группе я назначу срок, к которому она должна подготовить письменный отчет.

Учитель. Вы постараетесь ответить письменно на все вопросы. Самое главное при этом — ответ должен быть общим для всех.

Учитель. Необходимо, чтобы на листочке каждый член группы должен написать хотя бы одно предложение. Затем вы должны красиво оформить свой ответ: можно что-либо нарисовать на обложке.

Весь класс также получил задание — прочитать сказку Х. -К. Андерсена «Гадкий Утенок».

Примерный сценарий классного часа:

«Какого человека мы считаем хорошим?»

Цель: Сплотить детей, ввести в коллектив новичков.

Учитель. Вы проделали большую работу, молодцы! Каждая группа старалась, все вы сделали аккуратно, красиво. Давайте друг другу поаплодируем.

Дети хлопают.

Учитель. Кто-нибудь догадался, почему я попросила вас прочитать сказку Андерсена «Гадкий Утенок».

Дети. Утки не были чуткими, они не понимали утенка, даже не хотели принимать его, потому что он отличался от них.

Учитель. Умница, ты очень четко подметил — гадкий утенок отличался от них, был не такой, как они.

Дети. Никто не сочувствовал гадкому утенку и не сопереживал ему. И ему было обидно, что он совсем один, что никто его не любит, не замечает.

Учитель. Что значит быть чутким?

Дети. Это значит быть внимательным, милосердным, то есть быть готовым делать добро каждому. Нужно уметь сочувствовать людям.

Учитель. Спасибо, как много нового вы узнали, молодцы. Что вас больше всего потрясло в этой сказке?

Дети. Отношение к утенку. Он же был хорошим, но никто этого не знал.

Учитель. А разве кто-то пытался узнать его поближе, подружиться с ним?

Дети. Нет, дикие утки думали только о том, чтобы он им не мешал. Еще курица с котом его не приняли. Курица считала, что утенку надо нести яйца. А кот хотел, чтобы утенок научился мурлыкать.

Учитель. Но ведь он мог их чем-нибудь заинтересовать?

Дети. Утенок был еще маленький, и он сам не знал, что он умеет делать.

Учитель. Можно ли сказать, что утенок плохой, если его внешность не нравится окружающим?

Дети. Нет, надо было с ним подружиться. Утенок добрый, он никому не желал зла, хотя его никто не любил.

Учитель. Доброта — это очень ценное качество. Что же изменилось, когда наступила весна?

Дети. Гадкий утенок стал красивым лебедем. Все сразу стали замечать его. Гадкий утенок всем понравился.

Учитель. Почему же теперь он стал нравиться окружающим, он же все равно не такой, как его мама-утка и утята?

Дети. Теперь он лучше их. Да, теперь птицы хотят с ним дружить.

Учитель. Что же изменилось?

Дети. Он стал красивым.

Учитель. А как вы думаете, в детстве он действительно был страшным?

Дети. Нет. Мне кажется, что никто даже не думал над этим, просто он отличался от всех.

Учитель. Получается, что если кто-то чем-то отличается от других, значит, он — плохой?

Дети. Просто сначала надо хорошо узнать кого-то, а потом уже делать о нем выводы.

Учитель. Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?

Дети. Надо внимательно относиться ко всем.

Учитель. Эта сказка про птиц, но и у людей тоже не всегда бывает все хорошо.

Дети. Эта сказка и про людей. Просто здесь люди в образе птиц.

Учитель. Молодцы, вам предстоит на уроках чтения работать с этим произведением, и вы еще много найдете в нем важного и интересного.

А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задание. Ответьте на отдельном листочке на такие вопросы.

Какими качествами должен обладать хороший человек?

Кого можно считать хорошим?

На все у вас три минуты.

Дети записывают ответы.

Учитель. Стоп. У вас будет возможность дополнить свой список чуть позже.

Ученики из первой группы по цепочке читают то, что они записали, а ученики из второй и из третьей групп отмечают у себя галочками то, что было названо, и дополняют.

Дети. Добрый, отзывчивый, отличник, умный, внимательный, милосердный, любит маму и папу, слушает родителей, аккуратный, веселый.

Учитель. Много разных качеств вы назвали. Думаю, что мы их напишем на большом листе, а этот лист повесим в классе. Позже мы все вместе уточним, какие из этих качеств самые важные.

Главное, чтобы у нас в классе все чутко относились друг к другу.

Сейчас каждый из вас пожелает что-нибудь хорошее нашему классу. (Учитель берет морскую ракушку.) Я желаю, чтобы у нас в классе ребята были добрыми и внимательными, всегда готовыми помочь друг другу. (Передает ракушку ребенку.)

Дети. Я желаю нашему классу, чтобы никто не болел (передает ракушку.)

— Я желаю нашим ребятам, чтобы не было войны между мальчиками и девочками.

— Я желаю нашему классу, чтобы. (новенькие) чувствовали себя у нас хорошо.

Учитель. Спасибо.

Дети. Я желаю нашему классу, чтобы мальчики не давали в обиду девочек.

— Я желаю.

Все высказывают свои пожелания.

Учитель. Спасибо вам за интересную работу.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Нужно, чтобы класс самостоятельно пришел к верному решению. Педагогу же надо подтолкнуть детей к такому решению. Надо создать условия, для того чтобы дети сами приняли новеньких в свой сплоченный коллектив.

На все это нужно время, но главное, чтобы ученики увидели новенького, заинтересовались им. А этому можно и нужно способствовать: побеседовать с родителями новичка, узнать, как он себя чувствует в школе, хочет ли идти в класс, что думает о ребятах, пытаться вовлечь его в общие дела класса.

Детей же надо исподволь подводить к мысли, что новый ученик — тоже частица класса.

И тогда ребенок, который вошел в новый класс, сможет преодолеть страх перед неизвестным и стать полноправным членом классного коллектива.

Дезадаптация возникает в том случае, если: - ребенок слышит частые нравоучения и замечания;

-взрослые не учитывают индивидуальные особенности детей, испытывающих трудности;

-у родителей завышенные ожидания;

- родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми;

- отсутствует достаточное внимание и понимание;

- ребенок привык к исключительному вниманию (чрезмерная опека в семье).

Советы учителю и родителю на адаптационный период.

• Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы

• Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе

• Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности

• Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться

• Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями

• Если в классе новичок, узнайте о его здоровье

• Беседуя с новым учеников в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.

• Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.

Публикации по теме:

«Когда забываются войны, они начинаются вновь». К 70-летию Дня Победы«Когда забываются войны, они начинаются вновь». К 70-летию Дня Победы Накануне 70-й годовщины Дня Победы, невольно думается, что настанет день, когда у вечного огня уже некому будет рассказывать о том, как.

Адаптация учащихся 1 класса к школе Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе.

Фотоочерк «И вновь прогулка в день такой погожий»Фотоочерк «И вновь прогулка в день такой погожий» И вновь прогулка в день такой погожий Откроет горизонты предо мной, И улыбнётся встреченный прохожий, Став частью сей истории живой….

И вновь о дружбе в волшебной стране МAAMИ вновь о дружбе в волшебной стране МAAM Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Хочу поделиться с вами радостью! 16 февраля наша коллега и мой виртуальный друг Наталия.

«И вновь о тюльпанах». Творчество детей«И вновь о тюльпанах». Творчество детей Продолжая тему о тюльпанах, хочется рассказать, что появление цветка в 17 веке в Европе произвело фурор. Европейцы обожествляли цветок.

И вновь об «АРТ — Ростове»И вновь об «АРТ — Ростове» Немножко подробнее. Прошло совсем немного времени, как я рассказывала о салоне "АРТ - Ростов", состоявшемся в Ростове в конце апреля.

Я вновь пишу. Весна идётЯ вновь пишу. Весна идёт Вот, и наступила весна. Солнце, тепло, радостно, птички весело чирикают! И как приятно на душе, и как хочется выразить все свои чувства.

Консультация для родителей «Если ребёнок вновь твердит вам: «Я хочу!» Консультация для родителей. Если ребёнок вновь твердит вам: "Я хочу!" Елена Владимирова. Да здравствует детское "хочу"! Это истошно-надрывное.

Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе» Родительское собрание. Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе Цель: информирование.

Секреты хорошего настроения, или Вновь о Маамовской дружбеСекреты хорошего настроения, или Вновь о Маамовской дружбе Друзья мои! Поздравляю вас! Как с чем? Да, с вечером ПЯТНИЦЫ! Любимый день недели! Любимое время суток! Настроение преотличное! Человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация к школе вновь прибывших обучающихся
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 15:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация к школе вновь прибывших обучающихся» (включая файлы) размещена пользователем Мария Шихалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД