Елена Тимохина
Адаптация детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация (приспособление) — процесс активного взаимодей-
ствия организма со средой. И животные и человек приспосаб-
ливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде,
птицы — к воздуху. Человек — к существованию в опреде-
ленных климатогеографических условиях. Это биологическая
адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обла-
дать способностью приспосабливаться и к социальным услови-
ям, поскольку любая социальная среда требует от него адекват-
ных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д., т. е., помимо
Темочки:
биологической, человек способен к социальной адаптации
(Д. Б. Эльконин).
Адаптационный период условно можно разделить на эта-
пы. Подготовительный этап следует начинать за 1-2 меся-
ца до приема ребенка в детский сад. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощ-
ные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В дет-
ском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не
останется голодным. Привычки при засыпании (укачивание, засыпание на руках взрослого и т. д.) отвлекают воспитателя от выполнения его прямых
обязанностей. Страдают и новенькие, и все дети группы. Лом-
ка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании
спать в дошкольном учреждении приводит к негативным
реакциям у детей. Поэтому следует провести соответствую-
щую подготовку в домашних условиях, причем делать это
постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от
переутомления. Ёщё один очень важный момент-это самостоятельность.
Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду, не будет
чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладит остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосыл-
ки для более быстрого установления контактов со взрослыми
и сверстниками.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно
решены и ребенок подготовлен к приходу в дошкольное уч-
реждение, наступает следующий этап: к работе подключается
педагог, который непосредственно будет воспитывать ребенка
в детском саду.
Основной этап адаптационного периода начинается с при-
хода мамы с ребенком в группу детского сада. На первых порах «гости» присаживаются в уголок, откуда
видно все в группе. Основная задача мамы в данной ситуации
определена заранее. Она должна помочь малышу в создании
положительного образа воспитателя. Сидя рядом, она поясня-
ет: «Какая добрая Елена Викторовна! Видишь, как ее любят
дети!»
Каждый визит в детский сад длится не более часа.
Во время заключительного этапа адаптационного перио-
да ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Дома
родители, в детском саду воспитатель внимательно следят за
его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита. При пер-
вых проявлениях негативных изменений можно подержать
ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в
детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания в пер-
вую очередь нормализуется настроение, самочувствие малы-
ша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю оче-
редь — сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обста-
новке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он
вместе со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и
сон возвращается домой. Проявления детей чисто индивиду-
альны, поэтому кому-то можно предложить пообедать в группе
раньше, а кому-то позже. К дневному сну следует возвратить-
ся домой, чтобы не нарушать длительность и характер сна
каждого из адаптирующихся детей. Позже, если самочувствие
ребенка хорошее, можно пытаться предложить ему остаться в
детском саду после обеда. Воспитатель обращается к малы-
шу: «У нас вечером будет интересно, дети будут играть, будет
праздник. Не уходи домой, а то ничего не увидишь.
Адаптационный период считается законченным, если ре
бенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпает
ся в бодром настроении, играет один или со сверстниками.