Елена Стюфляева
Адаптация детей в детском саду (рекомендации для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
(рекомендации для родителей)
Встреча с родителями проводится без детей
Цели рекомендаций : повышение психолого-педагогических знаний у
родителей; развитие позитивного и доверительного взаимодействия
родителей и педагогов детского сада.
Публикация «Адаптация детей в детском саду (рекомендации для родителей)» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
В настоящее время вопрос о детской адаптации является актуальным.
Вс чаще, мы, педагоги, наблюдаем детей, имеющих сильную
эмоциональную привязанность к маме. На вновь открывшуюся группу в
детском саду 1–2 таких чада уже достаточно, чтобы воспитатель был, как
говорится, в мыле. В данной ситуации педагогу приходится мобилизовать все
свои силы: педагогический опыт, хитрость, внутренний потенциал. Проще
говоря, ему приходится на какое-то время становится актром. Родители же
просто теряются и не знают, как себя нужно вести во время адаптации
ребнка к детскому саду.
Что должны знать родители
Несколько возможных характеристик поведения ребнка в детском
саду.
1. Любимая игрушка. Обычно такой ребнок будет брать с собой
игрушку в сад, может быть и не одну. Возможно, будет приносить и уносить
е каждый день, менять игрушки. В данной ситуации игрушка для ребнка
является в свом роде частичкой его домашнего мира – “с ней не так страшно
идти в сад, мне будет, во что там играть ”, - думает ребенок.
2. Истерика с утра. Она может начаться у ребнка по дороге в детский
сад, неожиданно перед входом в сад или как только вы зашли в раздевальную
комнату. Здесь важно, чтобы родители как можно быстрее помогли
переодеться ребнку и передали его воспитателю. Не уговаривайте и не
сюсюкайтесь с ним – это лишь усугубит ситуацию новым наплывом слз и
капризов.
3. Эмоциональные родители. Случается, что сами родители, видя
своего кроху таким несчастным, начинают плакать. Постарайтесь держать
свои эмоции в руках. Многие дети, зайдя в группу, быстро успокаиваются и
отвлекаются за игрой. А вы, уважаемые родители, всегда можете позвонить
своему воспитателю и узнать, как обстоят дела. Вам никто никогда не
откажет в такой просьбе.
4. Единоличники. Как правило, такие дети вначале единоличны и
требуют особенного внимания со стороны воспитателя: нужно ответить на
вопросы, поиграть с ним в его игрушку. Педагогу должно быть интересно
2
вс, чем интересуется малыш. Ребнок начинает видеть в свом воспитателе
своего союзника, привыкать к нему. Это очень хорошо! Может быть, завтра
или послезавтра ему не так страшно будет идти в детский сад. Воспитатель
привлечт к игре уже 1–2 других детей, и круг общения ребнка начнт
потихоньку расширяться.
5. Просто пережить. Знайте, что такое поведение вашего ребнка –
“непринятие детского сада” – это не каприз. Здесь, в саду, его никто не
обижает и не ругает. Просто он не может сегодня, сейчас, вести себя иначе.
Это период, который нужно пережить и вылечиться, как после любой
детской болезни.
6. Воспитатели не волшебники. Некоторые родители считают, что мы,
воспитатели как волшебники. Вс это должно прекратиться хотя бы через
недели две. Нет и ещ раз нет! Этот процесс трудомкий, по времени
индивидуальный для каждого воспитанника. Тяжело адаптируемый ребнок
пройдт через несколько этапов своего становления в группе, прежде чем мы
увидим, что вот он уже улыбается, смется и не хочет уходить из детского
сада.
Наблюдаемые в практике этапы при трудной адаптации ребнка к
детскому саду
1. Ребнок постоянно плачет, затем на короткое время успокаивается,
забывается, характер его деятельности хаотичный. Часто подходит к
воспитателю с вопросом: “А мама придт?”.
Нам, воспитателям, иногда приходится отвечать “Нет, пока не
придт”. Объясняю, почему мы вынуждены так непедагогично, на ваш
взгляд, себя вести.
Если вы скажете малышу, чтобы он не плакал, т. к. мама скоро придет,
а на самом деле это будет еще не скоро, ребенок поймет, что его обманули, и
не будет вам доверять.
Ребнку говорится следующее – “Ты постоянно плачешь, и мама
расстраивается, видя тебя таким грустным”. Здесь наступает некоторая пауза,
ребнок замолкает и смотрит на педагога, недоумевая по поводу его ответа.
Пауза может затянуться – ребнок отойдт в сторону, бормоча себе что-то
под нос, бросая косые взгляды на воспитателя.
Такой подход в практике можно назвать “метод похода ва-банк”. В
данном случае он не наносит вред психике ребнка, а, наоборот, каким-то
образом дат “тормоз” негативным эмоциям ребнка, и он успокаивается.
3
Спустя некоторое время он подойдт к воспитателю с тем же
вопросом, уже успокоившийся. Ответ педагога будет такой: “Ты уже не
плачешь? Не будешь плакать? Вот мама обрадуется, когда увидит тебя не
плачущим, а наоборот веслым. Значит, ты немного повзрослел (а). Какой
(ая) ты молодец (умница! Ребнок задумывается над сказанным, “он (а)
повзрослел (а)”.
2. Время деятельности ребнка увеличивается, она носит уже более
осмысленный характер, нежели хаотичный. Ребнок всхлипывает иногда,
ходит по группе. Подходит к детям, наблюдает, чем они занимаются,
начинает делиться своими игрушками. У ребнка появляются первые
самостоятельные контакты со сверстниками. Редко подходит к воспитателю
со знакомым нам вопросом, педагог спокойно отвечает: “Конечно, придт”.
Ребнок успокаивается и уходит играть дальше.
3. Дневной сон. Пробуем оставлять на дневной сон. Ребнок, конечно
же, ни в какую, не хочет спать, тем более в саду. Он знает, что родители его
должны забрать с обеда, как всегда. Начинается новая волна капризов.
И опять воспитатель должен проявить вс сво педагогическое
мастерство и новаторство, ведь ребнок даже не хочет заходить в спальню,
не то, что спать. Педагог начинает рассказывать о тех волшебных кроватках,
которые стоят в спальне, что когда спишь на них, то снятся интересные сны и
“машинки тоже”. Пробует положить любимую игрушку ребнка поспать,
чтобы потом она рассказала, что ей приснилось. Воспитаннику становится
интересно, он охотно заглядывает в спальню, смотрит, как там его игрушка.
В такой ситуации вариаций много, для каждого ребнка есть только
одна, своя, подходящая его настроению, характеру, привязанностям.
Но, в любом случае, воспитатель всегда разрешит крохе полежать с
любимой игрушкой, “полежать с открытыми глазами”, что в свою очередь,
нечаянно подведт ребнка к тому, что через неделю, а, может быть, на
третий день, он будет просто засыпать.
4. Заключительный. На этом этапе ребнок уверенно чувствует себя в
группе, активно общается со своими сверстниками, то есть его деятельность
носит уверенный характер. Утром спокойно заходит в группу, не
спрашивает, заберут ли его с обеда, ведь теперь это не столь важно для него.
Он знает, что сейчас, с утра, они с воспитателем будут играть и заниматься, а
потом будет прогулка, обед и сон, а после сна, немножко погодя, они пойдут
гулять, встречать маму – так он ассоциирует вечернюю прогулку. Вот, таким
образом, ребнок уже знает свой день в детском саду.
4
В заключении, хочется порекомендовать вам, уважаемые родители,
следующее:
– не обсуждайте с ребнком, по дороге домой из сада, утреннюю
истерику – делайте вид, что ничего не произошло;
– знайте, родители, что мы, воспитатели не волшебники и процесс
адаптации, тем более сложной, длительный, и бывает так, что через 2 недели
он не прекращается.
И вообще, вспомните себя в детстве : может быть, вы, тоже не любили
ходить в детский сад и ваш ребенок это чувствует?
Предлагаю принять участие в экспресс - опросе. Он послужит опорой
для воспитателя при работе с вашими детьми во время адаптационного
периода.
Не пользуясь словарм, объясните своими словами, как вы
понимаете смысл слова “адаптация”.
Как проходит адаптация к детскому саду у вашего ребнка
(легко, средне, сложно, объясните.
С какой проблемой в адаптации ребнка вы столкнулись особо, в
чм конкретные трудности, назовите.
Кто ваш ребнок по гороскопу (год, знак зодиака)
В какие игры любит играть, есть ли любимая игрушка, которой
особенно дорожит: спит с ней, берт е с собой везде и т. д.
Перечислите, на ваш взгляд, основные характеристики
воспитателя, группы и других условий, способствующих нормальной,
здоровой степени адаптации ребнка к детскому саду.
Чем на ваш взгляд отличается адаптация ребнка от взрослой
адаптации?
Как вы думаете, влияет ли ход адаптации и роль в ней взрослых:
педагогов и родителей на будущее развитие ребнка как личности, е
самоутверждение и самореализацию.
Ваши реальные советы по обеспечению удачной адаптации детей
к детскому саду (обстановка, игровые моменты; представьте, что вы
воспитатель).
А вы, родители, с каким настроением вспоминаете свой детский
сад?