ЛЮДМИЛА ГАЛИНА
Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Академия профессионального образования
Образовательная программа профессиональной переподготовки
«Педагог дошкольного образования»
Адаптация детей раннего возраста в детском
образовательном учреждении в современных
условиях.
Выпускная проектировочная работа
Исполнитель: Галина Л. А.
Научный руководитель: Паченкова Т. В.
Зав. Кафедрой общей возрастной
психологии, социальной и
Публикация «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении в современных условиях» размещена в разделах
дошкольной педагогики: Паченкова Т. В.
Дата допуска к защите:
Екатеринбург 2013г.
Содержание:
Введение Глава 1: Психолога – педагогические основы организации адаптации
детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного
учреждения §1. Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном
образовательном учреждении
§2. Система организации процесса адаптации детей раннего возраста в
дошкольном образовательном учреждении.
Глава 2: Психолога – педагогические условия организации успешной
адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению §1. Организация предметно – пространственной среды в группе.
§2. Создание системы взаимодействия с родителями.
§3. Организация воспитательно – образовательного процесса в соответствии
с возрастными особенностями
Заключение Литература
Введение:
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в
новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего
живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном
мире.
Адаптация
– от латинского "приспособляю" - это сложный процесс
приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:
физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособления организма к новым условиям социального
существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения
ребенка, расстройством сна, аппетита.
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в
детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена
неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями
социального окружения, условиями семейного воспитания и другими
факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад
изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет
им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому
именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой
связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной
адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы
адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова,
Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова – Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.).
Адаптация определяется прежде всего как медико – педагогическая
проблема, решение которой требует создание условий, удовлетворяющих
потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и
общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей
правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина,
А. И. Мышкис).
Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со
значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими
изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного
воздействия.
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как
необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий
для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей
должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до
поступления в детский сад.
Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия
адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Цель:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и
психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям
ДОУ.
2. Организация воспитательно – образовательного процесса в соответствии с
возрастными особенностями детей раннего возраста.
. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
. Создание системы взаимодействия с родителями.
. Формирование у детей культурно - гигиенических навыков.
3. Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной
ситуации вместе с педагогом).
При проведении работы мы исходили из гипотезы, согласно которой
адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если:
-психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и
индивидуальным особенностям детей раннего возраста;
-будет определен уровень нервно-психического развития детей раннего
возраста;
-педагогическая работа с детьми будет проводиться от группы адаптации
детей при гуманном и индивидуально-личностном подходе к детям;
-будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста,
адаптирующихся к условиям ДОУ.
Работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 53 группа раннего
возраста № 4.
Глава 1.
Психолога
– педагогические основы организации адаптации
детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного
учреждения.
§1. Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном
образовательном учреждении.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к
позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений
организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом
выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт
(эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения
(способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли
у ребенка начинается новый этап в его жизни.
м образовательном учреждении.
Выводы по первой главе:
Адаптация
- сложный процесс приспособления организма, который
происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном,
психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию
ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном
учреждении.
Глава 2: Психолога – педагогические условия организации успешной
адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
§1. Организация предметно-пространственной среды в группе.
Для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка в период
адаптации особое значение имеет организация и насыщение предметно-
пространственной среды.
Краски группы должны поднимать настроение. Причем этот цвет не только
игрушек – это вариант колористического решения всего жизненного
пространства группы, всего контекста интерьера.
§2. Создание системы взаимодействия с родителями.
- помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в
ДОУ;
- мотивировать родителей и близких ребёнку выбирать педагогически
целесообразные методы взаимодействия с малышом;
- обеспечить процесс усвоения малышом опыта общения и совместной
деятельности.
Таким образом, адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского
дошкольного образовательного учреждения предполагает мобилизацию
профессиональных сил всего педагогического коллектива. А также,
стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а
не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского
дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада
совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления
контактов с семьями.
Заключение:
По результатам проделанной работы можно сделать следующие
выводы:
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению
проходит 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки
неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта.
Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек,
болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя
беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму,
просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или
сторонятся их. На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых
выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его
обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть,
обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения
при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается.
Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и
разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться
игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и
окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей
наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети
стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при
встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь
удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми
со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.
Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в
детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и
определяются особенности адаптации.
Литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения о
школы». Мозайка – Синтез, 2010г.
2. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью [Текст] / Н. В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2003.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник [Текст] / Г. М.
Андреева. - М., 1997.
4. Белкина, В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и
родителям [Текст] / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина и др. –
Ярославль: Академия, 2001.
5. Божович, Л. И. Личность ребенка, и ее формирование в детском
возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968.
6. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н. Д.
Ватутина. - М. : Просвещение, 1983.
7. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / Под ред.
Павловой Л. Н. - М. : Просвещение, 1986.
8. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей
детского сада и родителей [Текст] / Под ред. Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой,
Л. Н. Галигузовой и др. - М. : Просвещение: учебная литература, 1996.- 158 с.
9. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] /
Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. - М., 1955.
10. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. ,Голубева Л. Г. Дети раннего возраста
в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004г.
11. Гаврилова, Т. П. О типичных ошибках родителей в воспитании
детей [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
12. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести лет [Текст] /
Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Интор, 1996.
13. Гуров, В. Н. Социальная работа ДОУ с семьей [Текст] / В. Н. Гуров.
- М., 2003.
14. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль2000