Кочкина Ольга
Адаптация детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети раннего возраста деятельные, любопытные, искренние. От маленьких детей к взрослому идут волны умиротворения и доброжелательности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего- обеспечение внутреннего эмоционального благополучия малыша.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое развитие. Резкое изменение жизни малыша, новое помещение, игрушки, правила жизни- это эмоциональный, и информационный стресс.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста» размещена в разделах
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста.
В моей практике работа с детьми раннего возраста, осуществлялась в первые, я заметила, как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогического опыта и мастерства.
Нашей целью периода адаптации является создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу;
Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями;
Создать для детей атмосферу психологического комфорта;
Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
Организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа воспитателя. Чтобы облегчить адаптационный период, в нашей работе мы используем потешки, для создания положительного эмоционального отношения детей к проведению режимных моментов, например такие как «С добрым утром», «Просыпайся глазок», «Ручки моем мылом», «Ваня, Ваня простота». Также практика показала, пение песен детям, способствует положительному эмоциональному настрою.
Используем элементы телесной терапии: берём малышей на руки, обнимаем, поглаживаем, приглашаем пройти в группу. Если ребёнок плачет, предлагаем ему умыться и попить водички. Когда прием детей закончен, организуем утреннюю гимнастику, которая также позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Во время приёма пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки самообслуживания. Обращаем внимание на аромат и вкус еды, формируется привычка спокойно и с аппетитом съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам блюд.
Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем:
- привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров;
- налаживать доброжелательные отношения между детьми;
- обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры - драматизации (совместное проигрывание сказок, простые сюжетно - ролевые игры. Ежедневно организуем в группе адаптационные игры (утреннее приветствие детей, мы топаем ногами, кто кого позвал и др., способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Для расширения кругозора детей использую художественное чтение, рассказывание сказок, рассматривание картин, иллюстраций.
Анализ работы нашей группы показывает, что процесс привыкания детей прошёл успешно. У детей степень адаптации в основном легкая и средняя.
В период адаптации мы приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Был налажен тесный контакт с родителями. Чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, были подготовлены консультации по теме «Адаптация ребенка к детскому саду», индивидуальные беседы, проведено родительское собрание по данной теме.
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям адаптация детей в группе прошла относительно благополучно.