Дина Манасыпова
Адаптация детей раннего возраста «Первые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги»
Вид проекта: информационно- творческий
Сроки реализации: краткосрочный (август, сентябрь, октябрь)
Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели
Темочки:
Актуальность проекта Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи: Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты :
• Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
• Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
• Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
• Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Конечный результат :
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
• публикация проекта на интернет-сайте
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
• разработка анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2 этап – основной (этап наблюдений)
1. В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 4-х ступенчатой последовательностью адаптации.
Наблюдение осуществляют воспитатели, педагог-психолог. Каждый выполняет свои функции.
2. Воспитатель совместно с педагогом-психологом
• Понаблюдать за поведением ребенка;
• Выявить особенности семейного воспитания;
• Дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
• Дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.
Обращаем внимание на развитие социальных навыков ребенка: уверенность и активность в исследовании окружающего мира, самостоятельность, сотрудничество.
3 этап – заключительный
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
• публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.