Татьяна Шурыгина
Адаптация детей раннего и первого младшего возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Тема педагогического опыта. Адаптация детей раннего и первого младшего возраста
в детском саду.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия совершенным тенденциям развития образования, его практическая значимость). Анализ деятельности различных дошкольных учреждений в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего и первого младшего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Проблема адаптации детей 1,5-2 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Публикация «Адаптация детей раннего и первого младшего возраста в детском саду» размещена в разделах
Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому моя задача создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов). Новая организация воспитательно-образовательного процесса с использованием современных программ и здоровье сберегающих технологий.
Наличие теоретической базы. Работа клуба «Малышок».
Индивидуально-групповая работа с детьми в период адаптации с привлечением родителей.
Разработка для родителей анкет, памяток для адаптации, рекомендаций.
Ведущая педагогическая идея. Использование информационных технологий в режимных моментах и в свободной деятельности детей.
Оптимальность и эффективность средств. Разумное сочетание традиционных и современных подходов. Создание условий для успешной социализации личности.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат). Максимально благоприятная социальная адаптация детей к условиям детского сада.
Описание педагогического опыта воспитателя.
В 2010 году я выпустила из стен детского сада детей подготовительной группы в школу. Один год работала подменным воспитателем. В 2013 году набрала группу маленьких детишек. Пришли дети с «большими проблемами маленького человека». Я сильно переживала, беспокоилась, ставя перед собой вопрос: «Какие эти дети?», «Как с ними надо работать?».
Время не стоит на месте, меняются и взрослые, и малыши. Поэтому я наметила план своей работы по теме: «Адаптация детей раннего и первого младшего возраста в детском саду». Необходимость в такой теме появилась на основании того, что я заметила как трудно и детям и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства. Сильно волновались родители. Волнения были связаны с тем, насколько быстро ребёнок привыкнет к новой обстановке, к новой тёте. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменения социальной среды сказываются и на психологическом и физическом здоровье детей.
Цель: создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.
Задачи:
-Изучить психофизические особенности детей.
-Снимать эмоциональное и мышечное напряжение.
-Снимать импульсивность, тревожность, агрессию.
-Развивать навыки общения с взрослыми и друг с другом.
-Развивать произвольное поведение.
Адаптация как приспособленность к новой обстановке детского сада включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических особенностей ребёнка, характера отношений в его семье, воспитания и условий его пребывания в детском саду. До 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками. Общение с матерью и близкими людьми является для него достаточным. Поэтому дети с нормальным развитием, а особенно эмоционально чувствительные и впечатлительные, не могут быстро адаптироваться к детскому саду : на разлуку с матерью они реагируют аффективно, не находят в новой обстановке равноценной замены.
Для лучшей адаптации малышей второй год в детском саду работает клуб «Малышок». Я посетила семьи, где есть дети данного возраста. Познакомилась с мамами и детьми. Раздала анкеты «Давайте познакомимся», чтобы больше узнать о малышах и их родителях. В раздевальной комнате оформили уголок настроения. Ребёнок приходит в детский сад, берёт цветочек и крепит на стенд, уходит домой убирает. Дети с улыбкой общаются с цветами. Есть два грибочка, на которых фотографии всех детей. Дети любят рассматривать их и называть всех по имени кто там изображён. На лицах всегда сияют улыбки. В игровой зоне ковёр с котом Леопольдом. Дети любят на нём полежать, погладить котика, улыбнуться и настроение сразу поднимается, становиться лучше. 8 малышей вместе с мамами пришли на три часа в детский сад. Возраст детей : Юли П. 2 года, остальным детям от 1,5 до 1 года 11 месяцев. Дети вместе с мамами играли, сидели за столами, знакомились с группой, познавали пространство. Мы с детьми рисовали, конструировали, занимались физкультурой, читали книги, пели песенки, играли в пальчиковые игры: «Сорока белобока», «Этот пальчик дедушка» и т. д., смотрели кукольные спектакли: «Теремок», «Репка», «Колобок» и другие. Познакомились с водичкой, полотенцем, горшком и кроваткой в спальне. Вместе с родителями ходили на прогулку: играли в подвижные игры «Пузырь», «Карусель», «Все захлопали в ладоши», «Солнышко и дождик» и т. д. Наблюдали за цветами, бабочками, муравьями и т. д. Дети любознательные. Родители принесли игрушки для прогулки: машинки, кубики, совки, ведёрки, формочки. Дети играли в песочнице, качались на качели, лазали по лестнице. Катались с горки, играли за столом. Дети вначале не умели пользоваться качелью, горкой, учились в группе. В первые, дни родители играли вместе с детьми д/и «Напоим куклу чаем», постепенно они отходили в сторону, давали свободу ребёнку. В группе дети кушали вместе с мамами, Научились совместно сидеть за столом и вот уже мы играем в дидактические игры за столом «Воздушные шары», «Чья тень», «Пушистики» и др., умывались, заходили в спальную комнату, лежали на своей кровати. Дети находились в группе до 12.00. Дома родители укладывали детей спать. Я заметила, что дети находятся в тесном контакте с мамами. Когда мамы выходили в другую комнату, дети сразу начинали их искать. После дети продолжали спокойно играть, в игре дети забывались. Самостоятельно играли – Кирилл Ю., Ира С., Маша Р.. Нина О., Илья И., Лера С., Юля П., Никита А. постоянно находились с мамами, отходили только на время.
С родителя мы решили, что 4 человека с понедельника остаются без мамы на полдня: Лера, Маша, Ира, Нина. Остальные дети ходят с мамой. Ира и Нина, как здесь и были всегда, спокойно заходили в группу, играли. Лера и Маша при расставании плакали, в течение игры были плаксивыми (тревожными). Лера и Ира самостоятельно ели. Нина и Маша плохо кушали. Слёзы были вовремя раздевания, но они проходили, как только ложились в кровать с сосками, только Маша требовала внимания. Посидишь немного рядом, и она спит. У Леры и Иры был долгий и спокойный сон. Нина спала спокойно, но не долго. У Маши был тревожный сон. К концу недели девочки спали весь тихий час, у Маши был плач во сне, но она быстро успокаивалась. Все остальные ребята приходили с мамами.
С понедельника остался на весь день Кирилл. Остался без слёз, играл, кушал самостоятельно и хорошо, сон чуткий, недолгий, засыпает самостоятельно. Постепенно сон увеличивался, к концу недели спал до 15.00
Юля П. в этот же день, сама изъявила желание раздеться и легла спать. Сон спокойный, долгий.
В среду остались без мам Илья и Никита. Никитина мама никак не хочет отпустить ребёнка от себя, дома он постоянно с ней. Илья тяжело привыкает, засыпает со слезами, просыпается в слезах. Постепенно успокаивается, сон становится спокойным, долгим. Никита без мамы спокойный, любознательный ребёнок, но надо быть постоянно рядом. Сон спокойный, продолжительный.
Дети любознательные, во всём принимают участие. Играют рядом и по два человека. Дети сдружились, доброжелательно относятся к другим.
Многие проблемы адаптации коренятся в семье ребёнка. Трудно адаптируются поздние дети, чрезмерно опекаемые дети.
Казалось бы, это парадокс, но чем раньше ребёнок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более коллективистки настроен в дальнейшем. Архип Б. и Андрей Д. пришли в детский сад в 1,3 – 1,4 без слёз, играют. Архип сразу лёг спать, а Андрей через день. Сон спокойный, но недолгий. Сейчас спят до 15.00.
Дети привыкли к режиму детского сада, научились играть вместе со всеми с. р. игра «Автобус», «Больница» и др., научились спокойно переносить разлуку с родителями, хорошо спят и у них не пропадает аппетит. Мы можем не тревожиться. Дети готовы к новым изменениям в своей жизни. Выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни.
Таким образом, тема «Адаптация детей раннего и первого младшего возраста в детском саду» дала положительные результаты.
Этапы работы клуба «Малышок». (Срок выполнения 3 недели).
№ Этапы деятельности. Методы и приёмы. Краткое содержание. Цель. Результат.
1. Посещение. Анкетирование родителей. Ознакомление с будущими воспитанниками и их родителями
2. «Круглый стол». Вопросы, ответы
специалистов (заведующий д/с, воспитатель,
старшая медицинская сестра, учитель логопед. Знакомство со специалистами ДОУ и с организацией образовательного процесса.
3. Наша группа,
спальня – сладкий сон, санитарная комната. Использование попевок, потешек, приговорок, д/и
«Мы намоем ручки». Знакомить родителей и детей с зданием детского сада. Дети уверенно ориентируются в пространстве группы.
4. Физкультурная деятельность, изобразительная деятельность, конструирование Использование пальчиковых игр «Сорока белобока», «Этот пальчик дедушка» и др.
Игры с мячом.
Кукольные театры «Репка», «Курочка ряба» и др. Сплотить детский коллектив, вызвать интерес к различным видам деятельности Дети охотно идут на контакт друг с другом, воспитателем, младшим воспитателем.
5. Наша спортивная и игровая зона. Использование подвижных игр: «Пузырь», Солнышко и дождик», «Карусель», «Все захлопали в ладоши», «Автобус» и др. Ознакомление с территорией детского сада. Дети ориентируются на территории детского сада, знают где находится спортивная площадка, игровая площадка младшей группы.
6. Режимные моменты ДОУ: приём пищи, сон, умывание, различные виды гимнастики. Оздоровительный массаж «Носики и ушки»
(проводит старшая медицинская сестра Емельянова).
Фонетическая гимнастика (Учитель логопед) «Мы уже совсем большие».
Потешки, прибаутки. Познакомить детей со своей маркировочной картинкой. Воспитание у детей чувства коллективизма. Дети научились кушать за одним столом, знают свой стол, стул, шкафчик, полотенце.