Татьяна Николаевна Мазнева
Адаптация детей к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к детскому саду является сложным периодом для всех участников образовательного процесса, что объясняет актуальность данной проблемы.
Адаптацией принято называть процесс привыкания к новым условиям. В процессе привыкания ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически -социальном уровне.
Публикация «Адаптация детей к условиям ДОУ» размещена в разделах
Н. В. Кирюхина выделяет биологическую, физиологическую и социальную адаптацию. Биологическая адаптация представляет процесс активного взаимодействия организма со средой; социальная - способность приспосабливаться к социальным условиям; физиологическая - реакцию, наиболее полно отвечающую потребностям данной ситуации.
В зависимости от того, как будет протекать адаптация у того или иного ребенка, ее можно разделить на три вида: легкую, среднюю, тяжелую. Легкой адаптацией считается адаптация, когда ребенок активно вливается в детсадовскую жизнь, у него отмечаются небольшие изменения в настроении, поведение его нормализуется в течение 10–15 дней. Если же поведение ребенка нормализуется в течение месяца, то речь идет уже о адаптации средней тяжести. Для малыша в этот период характерны потеря веса, он может заболеть, а также у него могут наблюдаться признаки стресса, он более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. Если же адаптация длится месяц и более, то речь идет уже о тяжелой адаптации. Для ребенка в этот период характерны потеря аппетита, нарушение сна и мочеиспускания, резкая смена настроения, а также капризы. По характеру проявления средняя и тяжелая адаптация схожи между собой, но различны в продолжительности протекания.
Выделяют ряд факторов, которые определяют насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены. Первый фактор - это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Если малыш здоров, развивается по возрасту, то ему легче справится с трудностями, возникшими в период адаптации. При отсутствии правильного режима дня, достаточного количества сна наблюдается хроническое переутомление, что приводит к истощению нервной системы. Таким детям тяжело преодолевать трудности, появляющиеся во время адаптационного периода, что приводит к стрессовому состоянию ребенка. Второй фактор - возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. В исследованиях Аксариной Н. М., Жуковой Н. П. отмечено, что наиболее тяжело адаптируются к новым условиям дети в возрасте 9–10 месяцев до 2-х лет. Для этого возраста характерны формирования устойчивых привычек, и возможности их перестройки еще нет. После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому дети старше двух лет легче переносят процесс адаптации, нежели дети более раннего возраста. Третьим, сугубо психологическим, фактором является степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого — овладение ребенком совместно со взрослыми миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии.
Психологи выделяют четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легкая адаптация наблюдается у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в сад, они достаточно быстро принимают предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это - привычное занятие. В случае возникновения трудностей такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с взрослым решать предметные задачи: собрать пирамидку, конструктор. Ребенок, который умеет хорошо играть, с легкостью входит в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Поскольку и в этой сфере малыши ведут себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Говоря об адаптации ребенка к детскому саду, нельзя забывать, что без совместной работы родителей и воспитателей здесь не обойтись. Родители должны уважительно относиться к педагогам. Они должны рассказывать детям, что в саду хорошо, ни в коем случае не пугая их детским садом. Каждый раз они должны проговаривать детям, что они обязательно вернутся за ними. Дома о саде должны говорить только положительные моменты, чтобы у детей не возникло страха сюда идти. Придерживаясь таких небольших правил, родители способны помочь ребенку легче пройти процесс адаптации.
Таким образом, для успешной адаптации детей к детскому саду необходимо сплотиться родителям и педагогам. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволит поддерживать положительное эмоциональное состояние.
Литература:
1. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М. : Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. — 112 с
2. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Капла. — М. : Просвещение, 1983. — 80 с., ил.
3. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие. — Воронеж: “Учитель”, 2006. — 236 с.