Шумкова Татьяна
Учебные задания по формированию функциональной грамотности на уроке биологии «Бактерии» в 5 классе
№п/п Примеры учебных заданий Ответы к заданиям Критерии оценивания
1. 1. Напишите основные части бактериальной клетки.
2. Вставьте полученные пропущенные слова в текст.
«…Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует. Наследственная информация заключена в ___, которая располагается прямо в. Синтез белка обеспечивают. Все эти органоиды окружены. Многие бактерии передвигаются с помощью. " 1 – жгутики
2 - нуклеиновая кислота
3 – оболочка
4 – рибосомы
5 - цитоплазма 10-11 - «5»
8-9 - «4»
5-7 -»3»
Публикация «Учебные задания по формированию функциональной грамотности на уроке биологии „Бактерии“ в 5 классе» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. 1. Заполните таблицу
Название клетки Форма Рисунок
1. Коки
2. Стрептококки
3. Бациллы
4. Спириллы
5. Вибрионы
2. Вставьте пропущенные слова в текст.
Бактерии имеют разные формы : шарообразные ___, палочковидные - ___, в форме запятой - ___, спиралевидные -.
1 – кокки
2 – бациллы
3 – вибрионы
4 - спириллы Отлично, хорошо, удовлетворительно
3. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия. Данные занести в таблицу.
Различия Сходства
Бактериальная клетка
Растительная клетка
Различия: в растительной клетке имеется ядро, в бактериальной отсутствует.
Сходства: имеется оболочка, цитоплазма, рибосомы, наследственный материал. Взаимопроверка
4. 1. Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?
- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?
- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
2. Демонстрация свежего яблока без кожуры.
- Верно ли утверждение: очистив яблоко от кожуры, можно полностью избавиться от бактерий на яблоке.
- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?
- Где найти эти знания?
- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете? - витамины
- оно испортилось (сгнило)
- да можно
- разлагают отмершие организмы
- было бы огромное количество неразложившихся трупов животных и других организмов Отлично, хорошо, удовлетворительно
5. Ролевая игра «Суд над бактериями» (работа в группе)
1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий
2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий
3 группа – “судьи” выносят решение (делают вывод)
Оценить свою работу в группе и работу товарищей по группе.
6. Из предложенных букв составьте слова. Дайте определения полученным понятиям
1. ИМСИБОЗ
2. АБЫЛИЛЦ
3. ОРПАРИЫТОК
1. ___ - это ___
2. ___ - это ___
3. ___ - это ___
1- Симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух организмов
2 – Бациллы – форма вытянутых бактерий в длину
3 – Прокариоты – безъядерные организмы Выполнил/не выполнил
7. 1. Прочитайте предложение и ответьте на вопрос: Какой вывод сделала Оля?
Оля в микроскоп увидела клетку шарообразной формы, в которой отсутствовало ядро.
2. Решите задачу. Бактерия делится каждую секунду на две. Известно, что если одну бактерию посадить в пробирку, то пробирка наполнится бактериями за 1 минуту. Сколько времени понадобится, чтобы пробирка наполнилась, если сначала посадить в пробирку 2 бактерии? Оля сделала вывод, что это клетка бактерии.
Ответ: 59 секунд. Если бы посадили одну бактерию, то через секунду там было бы две.
Взаимопроверка
8. Вставьте пропущенные слова в тексте:
Для переживания неблагоприятных условий бактерия образует. Бактерии питаются ___ и ___ способом. Бактерии, которые поглощают тела отмерших организмов и продукты их жизнедеятельности, называют. Бактерии, которые питаются телами живых организмов, называют. Споры
Гетеротрофы, Автотрофы, Сапрофиты. Паразиты Отлично, хорошо, удовлетворительно
9. Выполнить тесты.
1 вариант
Часть А
A1. Одноклеточные организмы объединены в царство
1) грибов
2) бактерий
3) растений
4) животных
А2. Оформленное ядро отсутствует в клетке
1) грибов
2) растений
3) бактерий
4) животных
А3. Жгутик бактерий представляет собой органоид для
1) передвижения
2) запасания белка
3) размножения
4) перенесения неблагоприятных условий
А4. Споры бактерий служат для
1) питания
2) дыхания
3) размножения
4) перенесения неблагоприятных условий
Часть Б
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий.
Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения.
Для бактерий характерно
1) деление клетки пополам
2) размножение семенами
3) дыхание
4) образование тканей
5) питание
6) формирование органов
Часть В
В1. Заполните таблицу, используя слова и предложения из списка.
Части бактериальной клетки Значение частей клетки
Жгутик
Нуклеиновая кислота
Оболочка
А. Служит для передвижения.
Б. Защищает содержимое клетки.
В. Содержит наследственную информацию.
2 вариант
Часть А
A1. Самые древние обитатели нашей планеты — это
1) грибы
2) растения
3) бактерии
4) животные
А2. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у
1) грибов
2) растений
3) бактерий
4) животных
А3. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет
1) цитоплазма
2) жгутик
3) ядерная оболочка
4) наружная мембрана
А4. Бактериальные клетки размножаются
1) спорами
2) жгутиками
3) участками цитоплазмы
4) делением клетки
Часть Б
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.
Б. Кефир получают, используя бактерии брожения
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения.
В состав бактериальной клетки входят
1) оформленное ядро
2) хлоропласт
3) цитоплазма
4) наружная мембрана
5) митохондрия
6) жгутик
Часть В
В1. Заполните таблицу, используя слова и предложения из списка.
Процесс жизнедеятельности бактерий Как осуществляется
Передвижение
Перенесение неблагоприятных условий
Размножение
А. Путём деления надвое.
Б. С помощью жгутика.
В. В виде спор.
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-1
А4-4
Б1-1
Б2-135
В1-АБВ
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-4
Б1-3
Б2-346
В1-БВА
10-9 - «5»
8-7 - «4»
6-5 - «3»
10-9 - «5»
8-7 - «4»
6-5 - «3»
10. Подготовьте творческие работы по теме: «Значение бактерий в природе и жизни человека» (в виде презентаций, сообщений, рисунков.) Отлично, хорошо, удовлетворительно