Ирина Подсвирова
Урок во 2 классе — мир природы и человека «Времена года — зима. Признаки зимы. Названия зимних месяцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение и расширение представлений о зиме, ее признаках и названиях месяцев.
Задачи:
• познакомить детей с отличительными особенностями времени года - зима;
• обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы;
• рассмотреть правила безопасного поведения на льду и во время зимних игр;
• развивать умение правильно строить предложения;
• развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память; совершенствовать грамматический строй речи;
Публикация «Урок во 2 классе — мир природы и человека „Времена года — зима, Признаки зимы, Названия зимних месяцев“» размещена в разделах
- Зима
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитывать любовь к родной природе, чувство прекрасного, чувство самосохранения и безопасности во время игр зимой.
Оборудование: ноутбук; проектор; экран; презентация; карточки с заданием для обучающихся: карточки с названием месяцев; картинки с изображением зимы; карточки с изображениями снежинок для рефлексии;
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни
Гости на урок пришли.
Мы приветствуем гостей.
Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ: (ладошки) (Слайд 2)
Какой сегодня хороший день.
Светит солнышко в окошко,
Вы подставьте ему ладошки.
Тепло солнца ощутите,
Ладошки к сердцу вы прижмите.
С улыбкой повернитесь к гостям,
Тепло солнца подарите всем нам!
- Подойдите, к нашим гостям и, положите свои ладошки им на руки.
- Встаньте в кружок, возьмитесь за руки, глубоко вдохните и выдохните, улыбнитесь друг другу, и тихо присядьте на свои места. (Учащиеся выполняют задание)
III. Формулирование темы и целей урока детьми.
ИГРА НА СОТРУДНИЧЕСТВО:
- Сегодня вы будете работать в парах, индивидуально и коллективно. От слаженности работы каждой пары и каждого в отдельности зависит результат нашего урока.
- Ребята, у вас на партах лежат конверты с заданием. Вам нужно собрать из частей картинку и определить, какое время года на ней изображено. (под звуки тихой музыки дети собирают и угадывают, какое время года у каждого.)
-Посмотрите внимательно, какое время года изображено на ваших картинках?
- Поднимите руку у кого на картинке нарисована зима.
- По каким признакам вы определили, что это зима? (Дети называют признаки зимы : солнце светит низко и не греет; люди тепло одеваются; идет снег; звери меняют шубки и некоторые впадают в спячку; реки покрыты льдом; нет птиц и листьев на деревьях).
- Ребята, вы догадались, о каком времени года в природе мы сегодня будем говорить на уроке?
- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о зиме, о ее признаках и месяцах.
(слайд № 3 «Зима»)
- Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка - зима!
IV. Открытие нового, обобщение жизненных наблюдений.
- Давайте вспомним, какое сегодня число?
- Какой месяц?
- Какое время года?
- Какой день недели?
- Какая сегодня погода?
- Какие времена года изображены на картинках? (слайд 4)
- Назовите признаки осени.
- Что изменилось в природе с приходом зимы?
- Какие краски исчезли?
- Какие появились?
Музыка Вивальди «Зима» (Слайд 5)
«Кругом белое и чёрное… Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, лишь темнеют стволы голых деревьев да пятна земли, не укрытые снегом. Не слышно криков птичьих стай, кваканья лягушек, жужжания насекомых. Зато мы слышим, как скрипит снег под ногами, птичьи «разговоры», оставшихся на зимовку птиц. Исчезли запахи прелой листвы, ароматы последних осенних цветов. Но зимний воздух обладает особой чистотой и свежестью.
- В зимнем царстве три месяца.
- Какие? (Карточки с названиями месяцев).
- Назовите по порядку. (слайд 6)
- Как называется первый месяц зимы? (Декабрь) (слайд 7)
- Правильно, декабрь. Старинное название этого месяца «студень». Как вы думаете, почему раньше декабрь так называли?
- В декабре замерзают реки и озера. На их поверхности образуется лед.
-Какой праздник мы отмечаем в декабре? (Слайд 8)
Декабрь год кончает, зиму начинает. (Слайд 9)
- Как понимаете?
- Какой следующий месяц?
(Январь) (слайд №10)
- Январь - второй месяц зимы. В январе выпадает много снега.
- Как называется такое явление, когда выпадает много снега? (Снегопад).
Январь - году начало, зиме - середина. (Слайд 11)
- Как понимаете?
- И еще один месяц - Правильно Февраль феврале холодно, но солнце светит дольше. Дни становятся длиннее.
(Февраль) (слайд № 12)
Вьюги да метели под февраль прилетели. (Слайд 13)
- Как понимаете?
- Зимой мы можем наблюдать разные явления: метель, изморозь, гололед.
- снегопад (обильное выпадение снега)
- метель (перенос снега ветром) (Слайд 14)
- изморозь (рыхлый, снежный слой кристаллов льда) (Слайд 15)
-гололёд (тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания) (Слайд 16). В гололед ходи осторожно, маленькими шажками.
-оттепель (тёплая погода с таянием снега, льда). (Слайд 17)
V. (Физминутка) под музыку
- Зимой, мы видим, как часто идет снег. Давайте отдохнем и сделаем зарядку.
Выпал беленький снежок (поднимаем руки вверх и кружимся).
Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши (Руки на пояс повороты в стороны)
Ловим снег - холопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши)
Руки в стороны по швам.
Хватит снега нам и вам.
VI. Закрепление.
- Ребята, а сейчас мы вспомним чем зима отличается от других времён года. Для этого поиграем с вами в игру. Игра «Закончи предложение».
-Зимой бывает холодно, а летом … тепло
-Зимой падает снег, а весной… идут дожди
-Зимой растут сугробы, а летом растут… цветы
- Зимой дни короткие, а летом…. длинные
- Зимой катаются на санках, а летом катаются… на велосипеде
-Зимой лес спит, а весной… просыпается.
Игра «Хлопки».
- Поиграем еще в одну игру «Хлопки». Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, прилёт птиц, изморозь, оттепель, радуга, гололедица.
- А теперь давайте представим себе, что вы исследователи, а это значит, что вам нужно внимательно послушать загадку и отгадать ее. П/р (опыт со льдом)
Загадка:
- Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там, где раньше все текло,
Превратилось все в стекло. (ЛЁД) (Детям раздается лёд в стаканах).
- Что такое лед? Какой лёд по своим свойствам? Проведём экперимент. (Бесцветный, прозрачный, без вкуса и запаха, тает, хрупкий) (слайд № 18)
- Где вы можете увидеть лед?
- Чем опасен тонкий лед? (Просмотр мультфильма «Смешарики»).
- Поэтому, ребята, не забываем о технике безопасности в зимнее время на льду.
- А любите ли вы гулять в зимние дни?
(Слайд 19) забавы детей
- Какие зимние забавы любите вы?
- Как ведут себя дети во время зимней прогулки?
- Всегда ли безопасны зимние забавы? Что нужно знать и помнить, чтобы не случилось беды? (слайд № 20).
VII. Гимнастика для глаз (Слайд 21)
Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь,
И глядит лукаво.
Убежать бы из рисунка - солнце светит справа (смотрим глазами вправо).
Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево,
Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).
На другом большом рисунке
Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).
VIII. Закрепление.
- Теперь предстоит работа в группах. Вам нужно прочитать и выбрать карточки, относящиеся к явлениям, происходящим зимой. (каждая группа получает карточку с заданием и выполняет ее, затем проверка - прикрепляют правильные ответы на доску).
Солнце выглядывает редко и не греет. Зеленеет травка. Земля покрывается снегом. Наступают жаркие дни. Приходят морозы. Тает снег. Замерзают водоёмы.
Игра «Что напутал художник?»
- Какие ошибки допустил художник? (слайд № 22)
IX. Рефлексия. Итог урока.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Назовите зимние месяцы.
- Чем вам нравится зима?
Оцените свою работу. (со снежинкой)
Раскрасьте снежинки. (Звучит музыка). (Слайд 23).
Красная-работал активно, всё получилось, оценка «5».
Синяя-работал хорошо, иногда обращался за помощью, оценка «4».
Не раскрашивать-было трудно, не всё получилось, оценка «3».
- Ребята, через несколько дней по календарю начнется зима. У вас впереди целых три месяца с неповторимой красотой морозных узоров, сказочным убранством деревьев, искристым сиянием белоснежного снега, волшебством новогодних праздников и весёлыми зимними забавами! Обязательно будьте внимательными и не забывайте и технике безопасности в зимнее время, берегите свое здоровье.
Домашнее задание: нарисуй новогоднюю елку. (Слайд 24)