Татьяна Кулагина
10 танцевальных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Танцевальная игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряжение, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях. Танцевальная игра помогает детям открыть свое тело и душу. Каждый ребенок нуждается в символической игре, которая задействует воображение, развивает его, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас». Танец и игра дают возможность ребенку: переработать свою агрессию и страх; проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя и свой внутренний мир; совместно пережить волнующие ситуации с другими детьми; развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела. Кроме того, на занятиях во время танцевальной игры дети занимаются группой, что создает возможность социального тренинга.
Публикация «10 танцевальных игр» размещена в разделах
Танцевальная игра широко используется педагогами в работе с подготовительными группами (возраст детей от 5 до 6 лет). В основу занятий входит ритмическая гимнастика, а, как известно, это комплекс упражнений, которые требуют немало физических затрат. Иногда дети устают от гимнастики и не хотят ею заниматься. И тогда танцевальная игра, пришедшая на смену ей, становиться свободой выражения радости достижения.
Традиционное построение урока с включением танцевальной игры или танцевальной импровизации включает следующие моменты:
1) Поклон и разминка (разогрев). В разминку входят танцевальные движения, которые не только разогревают мышцы, но и развивают координацию, а также музыкальность.
2) Гимнастика – базовые упражнения и работа со своим телом. В гимнастике выполняются упражнения на развитие и растяжку ног, спины, а также движения на укрепления мышц живота, спины, ног и рук.
3) Понимание контрастов движения: большой-маленький, быстрый-медленный, длинный-короткий и т. д.
4) Минута расслабления – индивидуальный отдых (релаксация).
5) Танцевальные движения, которые затем применяются детьми в танцевальной игре.
6) Танцевальная игра – самостоятельная импровизация движений.
7) Заключение, поклон.
Урок танцевальной игры – это возможность посредством физической тренировки разогреть тело и открыть его для движения, а также снять психическое напряжение, которое препятствует выражению детских чувств.
Приведу несколько танцевальных игр из практики, которые нравятся детям.
Развитие артистичности и воображения.
Игра «Магазин игрушек».
Один ребёнок – покупатель, остальные сами придумывают, какой игрушкой они будут. На вступление дети замирают в определённых позах, а покупатель обходит каждую игрушку и заводит ключиком. Игрушка оживает и начинает двигаться. В конце покупатель выбирает понравившуюся игрушку, которая становится покупателем. Музыкальное сопровождение каждый раз меняется.
Игра «Успей передать».
Передаём под музыку платок. У кого остался платок, при остановке музыки, выходит в центр круга и под хлопки детей танцует известные движения.
Игра «Воображалки».
Все стоят на местах, закрыв руками глаза, представляют, что они спят. По хлопку педагога просыпаются и изображают то, что сказал педагог (самолёты, бабочки, машина и т. д.).
Игра «На поляне».
Для начала можно рассказать небольшую предысторию. Создать, так сказать, ситуацию. Например: «В летнем лесу утро, светит солнце, и разные звери приходят на полянку погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку. Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько подсмотрим».
Можно перед игрой дать прослушать музыку, рассказать какие же звери и под какую музыку приходят на полянку. А можно говорить, кто пришел на поляну во время звучания темы данного зверя без предварительной прослушки. Будет своего рода эффект неожиданности и дети научатся быстрее реагировать на смену образа.
Теперь непосредственно к игре. Итак, Вы рассказываете небольшую предысторию, а затем говорите: «На поляну прискакал зайчик» соответственно в музыке идет заячья тема. Затем: «На поляну прибежал волк» идет тема волка и т. д. Дети должны изобразить зверя, который приходит на поляну. Его манеры, его поведение и т. д. В конце игры можно выбрать самого страшного волка или самого трусливого зайца. Тут уж простор для Вашей фантазии. Варьируйте как угодно!
Ориентация в пространстве.
Игра «Карусель»(умение держать интервалы в кругу и сам круг, а также развитие ритма).
«Е-ле,е-ле,е-ле,е-ле за-вер-те-лись ка-ру-се-ли, а по-том кру-гом, кру-гом, всё бе-гом,бе-гом,бе-гом» – два раза повторяем;
«Ти-ше,ти-ше, не спе-ши-те, ка-ру-сель о-ста-но-ви-те,
Раз, два, раз, два – вот и кон-чилась игра».
Дети двигаются по кругу простыми шагами под ритм слогов стихотворения, помогая себе хлопками в ладоши. Хлопки и шаги должны соответствовать ритму слогов стихотворения.
Игра «Шары и пузыри».
Дети делятся на две команды. Шары – большие, стремятся занять как можно больше пространства, медленно перемещаясь по залу и вращаясь вокруг себя, стараясь не пропустить пузыри. Задача пузырей – передвигаться быстро и не задеть шары, забегая в разные закоулочки. Попутно можно выполнять различные упражнения (подскоки, перескоки, мелкий бег, галоп). Затем команды меняются.
Игра «Мы пойдём направо, а потом налево».
«Мы пойдём сначала вправо» - дети двигаются по кругу взявшись за руки
«Раз-два-три» - три хлопка
«А потом пойдём налево» - идут налево
«Раз-два-три»- три хлопка
«А потом мы соберёмся»- идут к центру
«Раз-два-три» - три хлопка
«А потом мы разойдемся - идут от центра
«Раз-два-три» - хлопки
«А потом мы все присядем» - приседают
«раз – два - три» - хлопки
«А потом мы все привстанем» - Встают
«Раз-два-три» - хлопки
«А потом мы повернёмся» - поворачиваются на месте
«Раз-два-три» - хлопки
«И друг другу улыбнёмся» улыбаются
«Раз-два-три» — хлопки.
Игра «Большие ноги идут по дороге…»
Дети по команде «Большие ноги идут по дороге» высоко поднимают ноги и шагают произвольно по всему залу, а на команду «маленькие ножки бегут по дорожке» мелким бегом бегают по залу.
Очень хорошо развивается ориентация в пространстве, взаимопомощь и внимательное отношение к партнёру.
Развитие чувства ритма и музыкальности.
Игра «Дискотека двух деревень».
Дети делятся на две команды – деревни. Придумывают себе названия смешные. Начинается музыка и педагог называет одну из деревень и та начинает танцевать. Далее педагог называет другую деревню, и она прогоняет другую и начинает танцевать ещё лучше, выкаблучиваясь. И так несколько раз. В конце танцуют вместе.
Игра «Дождик».
Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши:
Капля раз, капля два, капли медленно сперва
Кап,кап,кап,кап (медленные хлопки на «раз и»)
Ста-ли кА-пли по-спе-ва-ть, ка-пля ка-плю до-го-нять
Кап, кап, кап,кап,кап,кап,кап (хлопки учащаются на «раз», «и»)
Зонтик поскорей открой, от дождя себя укрой.
Эмоциональная разрядка.
Игра «Жучок – паучок».
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. В центре сидит жучок. Дети идут по кругу со словами: «Жучок - паучок тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили (подходят к центру и поднимают жучка, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!»
Жучок отвечает: «Я люблю, конечно, всех, но (называет имя ребенка и выводит его в центр круга) больше всех!»
Затем под музыку полечки или другой они танцуют вместе, остальные хлопают в ладоши. Потом в центре остаётся тот, кого выбрали и игра продолжается.
Игра «Сантики».
Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий, который выходит из зала или отворачивается. Затем нужно выбрать ребёнка, который будет задавать движения и молча, не называя его имени показать детям. Это значит, что все дети повторяют движения за ним, стараясь не выдать ведущему. Звучит музыка, ведущий встаёт в круг и должен отгадать, кто показывает движения.
Игра «Цепи – замки».
Двое ребят берутся за руки и поднимают их над головой – это замок - воротца. Остальные становятся друг за другом и пробегают в воротца, пока звучит музыка. Как только музыка останавливается, замок захлопывается. Кого поймали, становится новым замком. И так с каждой остановкой музыки появляется всё больше и больше замков.
Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения». То есть побыть и бабочкой, и жуком. И тюльпаном, и розой.
В любых вышеописанных сюжетах – «1 плюс остальные» логично, чтобы после поочередных взаимодействий центрального персонажа с остальными, следовал финал. В финале участвуют все, вновь воплощая каждый свой образ. Например, ребенок в магазине широко распахивает руки всем игрушкам, показывая, что они все ему приглянулись, и тогда они все «оживают» и танцуют вокруг него, каждый по-своему. Цветы танцуют вокруг солнца или пришедшего «на лужайку» за букетом ребенка. И так далее. Такой финал позволяет разграничить «раунды» игры, создать позитивное настроение и позволить детям выплеснуть накопившуюся во время поочередных взаимодействий энергию.
Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры, как на занятии, так и вне коллектива, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее в танцевальном коллективе, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениям и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой.