Радченко Ксения
Фотоочерк о премьере в Центральном доме кинематографистов
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА
«АРСЕНЬЕВ И ДЕРСУ. РУССКИЕ СНЫ АКИРЫ КУРОСАВЫ»
Перед демонстрацией фильма состоялась творческая встреча с участниками фильма «Дерсу Узала» и съемочной группой документального фильма.
Публикация «Фотоочерк о премьере в Центральном доме кинематографистов» размещена в разделах
Документальный фильм «АРСЕНЬЕВ И ДЕРСУ. РУССКИЕ СНЫ АКИРЫ КУРОСАВЫ» повествует о том, как в
1975 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм японского кинорежиссера Акиры Куросава «Дерсу Узала». Эта картина не только принесла «Оскар» Советскому Союзу, но и спасла жизнь Куросаве.
До того как из России пришло приглашение работать, на протяжении пяти лет режиссер переживал тяжелейший кризис.
В начале 70-х Куросава снимает фильм «Тора! Тора! Тора!» об атаке японского флота на Перл-Хабр 7 декабря 1941года и событиях, предшествующих этому. Фильм продюсирует американская кинокомпания 20-th Century Fox. В процессе съемок заказчики захотели сами смонтировать картину, причем Куросаве решили доверить снимать только японские эпизоды, остальные же должен был снимать режиссер из Америки. Для мастера это было просто недопустимо, Куросава разорвал контракт.
Соратница, друг и правая рука режиссера Теруе Ногами рассказывала : «После неудачи с американским фильмом ходили слухи, что Куросава сходит с ума – такой интересный фильм отказался снимать».
Акира Куросава на пять лет остался без работы. Кризис в работе закончился тяжелейшей депрессией и попыткой самоубийства. Казалось, что великого художника скинули со счетов. Именно в этот момент Советский Союз протянул Куросаве руку помощи.
Японский кинорежиссер хорошо знал романы русского географа, путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева «Путешествие по Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Он давно мечтал перенести действие из Уссурийской тайги на северный остров Японии Хоккайдо. И вот мечта сбывается, Мосфильм приглашает Куросаву для работы в Россию. Но проект мог не состояться. Принципиальный Куросава готов был в очередной раз отказаться от работы, когда узнал, что съемки будут проходить в подмосковных лесах. Ему нужна была только настоящая тайга, но Уссурийский край – это пограничная зона и въезд иностранцам в нее запрещен. После специальных согласований с правительством Куросаве разрешают съемки на Дальнем Востоке, правда взять с собой можно только десять человек из Японии, остальные члены съемочной группы должны были быть из Советского Союза. Совместно с Юрием Нагибиным Куросава приступает к написанию сценария.
На съемки в Россию с Куросавой приехала его помощница Теруе Ногами, которая работала с Куросавой с 1950 года. Молодой девушкой она пришла на съемочную площадку фильма «Расемон» и осталась в мире Куросавы навсегда. До самой смерти мастера Теруе Ногами была его правой рукой и лучшим другом. Когда Куросава переживал пятилетний период забвения, именно она содержала семью режиссера, работая на сторонних проектах. У Куросавы была жена и двое детей, а отец семейства, на тот момент уже оскароносный режиссер, не имел никаких средств к существованию. После смерти Куросавы, Теруе Ногами посвятила свою жизнь написанию книг о режиссере, культурологическим исследованиям его творчества, собранию воспоминаний о нем коллег. Она много летает по миру с лекциями о жизни и работах Акиры Куросава.
К сорокалетнему юбилею фильма «Дерсу Узала» в 2015 году в Японии вышла ее книга с воспоминаниями о съемочном процессе и о всех людях, принимавших участие в создании фильма.
Теруе Ногами не освоила компьютер и шестьсот страниц книги она написала от руки. Воспоминания о России особенно дороги для этой женщины, именно на съемках фильма «Дерсу Узала» она встретила самую большую любовь своей жизни. На проекте работал известный переводчик японского языка Лев Савельевич Коршиков, это был профессионал высочайшего класса, в Москве он работал только на уровне правительства. Сильной любви, вспыхнувшей между двумя людьми, не суждено было иметь продолжения. Коршиков был убит при странных обстоятельсвах, убийц не нашли. Теруе Ногами не вышла замуж, после этой истории она полностью посвятила себя творчеству Куросавы.
Имя этой женщины знает каждый образованный человек в Японии. По ее сценариям сняты фильмы, она известный культуролог, киновед. Теруе Ногами заслужила любовь и уважение не только в Японии, но и среди кинематографистов всего мира. Американские режиссеры Джордж Лукас, Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, считающие себя учениками Куросавы, высоко оценивали ее значение в творческой жизни мастера.
Фильм «Дерсу Узала» завоевал любовь зрителей во всем мире, потому что его главное действующее лицо – природа. Речь в нем идет о взаимоотношениях двух людей, казалось бы, очень непохожих друг на друга. У них разная национальность, биографии, воспитание, образование, имущественное положение, привычки. Но оба они понимают, чувствуют и берегут прекрасное, именуемое природой. Дерсу родился здесь, в этих лесах, и здесь же ему было суждено умереть. Арсеньев, чтобы приехать сюда, оставил Петербург, отказался от благополучной возможности служить в Польше и всю жизнь посвятил изучению дальневосточного края. И общая, породнившая их любовь, оказывается сильнее того, что их разделяет. Новые поколения зрителей должны снова и снова возвращаться к «Дерсу Узала» - фильму, который дает нам надежду на воссоздание гармонии между человеком и природой.
Фильм японского кинорежиссера Акиры Куросава “Дерсу Узала”по роману Владимира Арсеньева, снятого в Советском Союзе является ярким примером взаимопроникновения и обагощения русской и японской культур. Необходимо было бы напомнить об этом российскому зрителю и в первую очередь молодому поколению.