Анна Ладова
Конспект занятия «Знакомство с экспериментальной лабораторией в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема 1 Знакомство с «Экспериментальной лабораторией в детском саду».
Подготовила и провела – воспитатель ГБОУ школа№1631 ДО 1631 г. Москва - - Ладова Анна Владимировна
Цель: Развитие познавательной активности в процессе проведения обследований и экспериментирований с предметами и объектами. Создание условий для формирования целостного мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, закреплять положительные эмоции на всех этапах занятия.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с экспериментальной лабораторией в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
2. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, вырабатывание коммуникативных навыков при организации работы в паре.
3. Развивать у детей умение высказывать свои предположения, проводить опыты, демонстрировать результат при помощи слова и действия.
4. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование и воспитанию самостоятельности при проведении экспериментов.
5. Познакомить с приборами для наблюдения и опытов - лупами, познакомить с правилами пользования приборами-помощниками.
6. Формировать детские представления :
- кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство,
- о способе познания мира – Наблюдениях и экспериментах (опыте)
- об органах чувств – позволяющих человеку узнать мир,
- о назначение детской лаборатории,
- о культуре поведения в детской лаборатории.
Материалы для исследования:
Наглядные: - схема «Органы чувств».
-Карточки демонстрационные: «Правила поведения в лаборатории»;
-Карточки «Познание мира»;
Пособие для дидактических игр: игрушка пищалка, погремушка, киндеры с вложениями – запах, два разных мяча;
-индивидуальные:
- корзиночки с предметами: каштан, шишка, кусочек кокоса, мешочек с косточками и баночка с разными косточками и семенами ;
- чашка Петри - семена ели, семена берёзы, семена клёна.
- тарелка с лупами и пинцетом.
- лист белой бумаги.
1 часть. Висит табличка ‘’Экспериментальная лаборатория’’.
Воспитатель: Дети! Я рада вас приветствовать в экспериментально – исследовательской лаборатории «Науки и волшебства».
- Как вы думаете, что значит ИССЛЕДОВАТЬ? Для чего проводят исследования?»
-Кто проводит исследования и опыты?
- Вы знаете, что такое лаборатория?
Я, Фея магии и волшебства, приглашаю вас в свою лабораторию. Вы хотите быть моими помощниками – лаборантами?
Чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить спецодежду. Надевайте, пожалуйста, фартуки.
В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Карточки – схемы.
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Проходите к лабораторным столам, рассаживайтесь. Дети рассаживаются.
Мотивация к работе:
- Посмотрите, что это? - Коробка со знаком ВОПРОСА.
- Какие, глядя на эту коробку, приходят к нам в голову мысли? (Что там)
- Что бы начать исследование или провести опыт должен появиться вопрос. Откуда появляются вопросы? У людей появляются вопросы, если мы чего-то не понимаем, не знаем.
Люди, особенно – ученые, как находят ответы на свои вопросы?
Карточки с картинками:
(Изучают, наблюдают, проделывают опыт; и рассказывают другим, что узнали интересного.)
Чтобы не забыть, что мы делали, мы будем вести дневник исследователя. Посмотрите на лист исследователя, там два задания.
Практическая работа. «Что предметы могут рассказать о себе?»
1. Проблема «Как описать предмет не называя его»?
- С помощью, каких органов чувств человек наблюдает - познаёт окружающий мир? Картинка «Органы чувств».
-- Что можно услышать? Звуки - орган слуха
Дид игра «Угадай звук» (резиновая пищалка и погремушка).
- Что можем унюхать? Запах- органы обоняния
Дид игра «Что спряталось внутри» (киндеры с наполнителем – кофе, чеснок).
- Что можно увидеть? Цвет, форма, размер, -орган зрения
Дид игра «Мяч, он какой»
- Что можно почувствовать? Ощупать предмет. - Материал, температура, вес и поверхность предмета. - Органы осязания
Дид игра «Что спряталось в мешочке» Найди ответ в баночке с семенами. (косточки)
Когда все чувства восприняты - наш мозг делает умозаключение – вывод - Что это за предмет, какой он.
Возьмите карандаш и выполняем первое задание волшебника – Органы чувств.
Посмотрите на содержимое корзинки.
2 .Проблема - Что мы можем рассказать о каштане, о шишке и кусочке кокоса?
Дети с помощью органов чувств определяют свои ощущения в процессе исследования объектов: каштан, шишка, кусок кокоса.
Вывод:- В корзинке объекты природного происхождения. Для того, чтоб познавать мир надо активно использовать все органы чувств.
Физкультминутка
Тихо встали, отодвинув стул назад. Немного отдохнем.
Я веселый---Лаборант
Ищу всюду свой талант,
Головой кручу, верчу,
Всё увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать,
На носочки надо встать.
Руки вверху поднимаю,
По одной, их опускаю.
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!
Молодцы, присаживаемся на свои места.
2 Открываем коробку со знаком вопроса, что же там спряталось?
(Дети получают «подарок» из коробки в чашках Петри и рассматривают его содержимое, через закрытую крышку.)
Практическая работа (Работа по инструкции)
Проблема 3. Исследовать содержимое чашки Петри и назвать лежащие там предметы, используя приборы помощники.
- Что мы увидели? Так что это за объекты нашего исследования (Семена – крылатки растений)
Воспитатель:
1. Откройте крышку.
--Достаньте из каждого отделения по одному семечку и выложите их на лист белой бумаги.
--Какой помощник нам будет помогать доставать семена? (пинцет)
2. С помощью пинцета, достаньте и положите их на белый лист бумаги.
--Какой прибор нам поможет лучше рассмотреть объекты? (Лупы)
3. Возьмите лупу и держите её над листом бумаги и смотрите через неё на семена.
-- Как лучше видно — глазами или с помощью этого стеклышка- лупы? В чем секрет стеклышка?
Вопросы к детям: Для чего человеку нужна лупа? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)
Вывод: В лупе закреплена увеличивающая линза, она позволяет всё увеличить.
4. Возьмите баночку с лупой, накройте по очереди каждое семечко. Что вы заметили? (семена не сдуваются, и лучше видно)
Рассмотрите внимательно семена, какие семена похожи, и какое от них отличается.
- Что еще можно рассматривать через такие баночки-лупы?
Возьмите лист исследователя и зарисуйте семена крылаток.
Итог. Закрепление материала:
Воспитатель: В каждом лабораторном исследовании бывают положительные и отрицательные результаты. Мы с Вами сегодня очень постарались и у нас все получилось.
- С помощью, каких органов мы исследовали материалы?
- А какие приборы – помощники нам помогали?
- Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)
- Где еще нашли своё применение линзы? В каких приборах?
Есть еще приспособления для сильного увеличения- микроскопы они позволяют человеку увидеть очень маленькие объекты.
Молодцы. Мне было приятно работать с такими помощниками- лаборантами. Приводим рабочее место в порядок.
Рефлексия:
-Что вам запомнилось?
- Какое исследование, было для вас интересным?
-Какие вопросы возникли у исследователей, что хотели бы вы ещё узнать?
Задание: Найдите, во время прогулки, шишки разных хвойных деревьев и исследуйте их семена - Одинаковые ли они?
До свидание, ребята. до следующей встречи.
Дневник исследователя.
Практическая работа. «Что предметы могут рассказать о себе?»
1. Соединить предметы и органы чувств, которые нам расскажут о предмете.
2. Зарисуйте семена крылаток.