Приложение МААМ

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок»

светлана рокотянская
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «По дорогам сказок»

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.

Задачи:

Образовательные:

Темочки:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас. Расширить словарный запас. Закрепить название авторских и русских народных сказок.

Развивающие :

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к авторским и русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность;

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие : развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;

Развитие речи : приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуникативное развитие : формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие : развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Создание среды для организации и проведения пед. деятельности: Сундучок, клубок ниток, волшебный колокольчик, папка - имитация обложки книги, страницы.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстрации. Игры - инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Игровой сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, чтение отрывка из текста, дыхательная гимнастика, словесно – дидактические игры и упражнения; педагогическая оценка, поощрения.

Наглядные:

Демонстрация на экране, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

1. Организационное начало.

Приветствие гостей.

- Добрый день!

Дети: для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать.

Повертелись, покружились и мы в сказке очутились.

Присаживаемся на стулья.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да.

2. Основная часть.

Воспитатель: сказки рассказывают о не бывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими (литературными).

- Что такое сказки? А для этого подойдём к нашей выставке книг и рассмотрим наши книги.

- Что такое сказки?

Дети: это необыкновенные истории, с героями случаются необыкновенные события, происходит волшебство, говорят звери, птицы, предметы.

Воспитатель: А на какие виды делятся сказки? (рассматривание книг)

Дети: народные и авторские (литературные).

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными? (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому, из поколения к поколению, их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские или литературные сказки?

Дети: авторские сказки, написанные автором (одним человеком)

Давайте вспомним авторские сказки. Назовите авторские сказки? (А. С. Пушкин – сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о спящей царевне; К. И. Чуковский – Путаница; Тараканище;).

А еще, какие сказки бывают?

Русские народные, их сочинил народ. Народная сказка – это произведение устного народного творчества, она может иметь много вариантов.

Воспитатель: А хотите сегодня отправиться в сказочное путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик. И чтобы нам попасть в сказку нужно закрыть глаза, а я произнести волшебные слова:

Раз, два, три! В сказку попади!

Воспитатель: Ребята: открывайте глазки! Вот мы и в сказке!

Воспитатель: Смотрите, волшебный сундук! А вы не приносили его сюда, интересно кто его забыл?

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что там? давайте посмотрим, что же там внутри (Дети открывают сундук, обнаруживают книгу). Посмотрите, какая она красивая! Давайте ее почитаем, ой, а страниц - то в ней нет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (Дети рассуждают, высказывают свои предположения)

Как же нам их найти?

Но, вот посмотрите здесь конверты, с цифрами от 1 до 5, давайте откроем конверт с цифрой 1 – первое задание. Каждый раз, выполняя задание, мы будет находить одну страницу из книги.

Воспитатель: как вы думаете, что укажет нам путь? Какой сказочный предмет из сказок помогает героям найти верную дорогу? (высказывание детей). (Чем поможет этот предмет).

Воспитатель: Да, волшебный клубок нам поможет. У меня есть такой клубок, но он не волшебный (достает клубок).

Воспитатель: Я знаю способ - сделать его волшебным. Вы должны назвать сказки. Чем больше сказок вы назовете, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Передаем клубок по кругу и называем сказки.

Воспитатель: Теперь клубок стал волшебным, потому что вы знаете много сказок! А теперь он укажет нам путь к потерянным страницам из этой книги.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам, клубочек, помоги», клубочек катится вокруг сундука и дети обнаруживают волшебную стрелку красного цвета и конверт с цифрой 1.

Воспитатель что это, какого цвета стрелка – спросить 2 -3 детей. А цифра какая?

Вот и первое задание - Дидактическая игра «Назови русские народные сказки»

дети передают клубок друг другу, называя русскую народную сказку, повторяться не будем, какие сказки мы сегодня еще не называли? Курочка ряба, …., Морозко,

вот мы свами нашли первую страницу книги.

Воспитатель: а сейчас ищем цифру 2 и там вот какое задание:

Второе задание: - Проводиться словесно – дидактическая игра «Помогите!»

предлагается назвать тех, кому нужна помощь.

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»,

«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»,

«Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»,

Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще странички нашлись. Спасибо! Вы помогли героям сказок! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет, это будет конверт с цифрой 3 и

третье задание, Игра «Собери пазлы» (на столе)

Воспитатель: ребята давайте с вами поиграем в игру на время, вам надо разделиться на пары, у каждой пары на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и сможет угадать свою сказку, тот и победил.

….раз, два, три игру начни!

Дети собирают пазл-сказка.

• Царевна – лягушка;

• Маша и медведь;

• Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, вот у нас нашлась еще одна страница! Мы почти собрали нашу книгу. Не хватает всего одной страницы. И клубок наш не знает, где она находиться.

А я вам предлагаю подвигаться, задание №4

• Физкультминутка «Шёл король по лесу…»

Шёл король по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

Ещё разок попрыгаем, попрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)

Воспитатель: а вот посмотрите, какой то конверт, что же нам написали?

Задание №5

Игра «Ты мне – я тебе» (из какой сказки герой)

Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой. Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка»; Коза – «Волк и семеро козлят»; Медведь – «Три медведя»; Волк – «Лиса и волк»; Гуси – «Гуси лебеди»;. (Как можно назвать этих героев ласково)

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам вернуться в детский сад, нам нужно вспомнить знакомую пальчиковую гимнастику.

Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)

Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране. Мы на занятии вспомнили сказки русские народные и литературные, авторские.

Молодцы! Сегодня все успешно выполнили задания и получаете заслуженные медали «Лучшему сказочнику»!

3. Рефлексия

Воспитатель: Скажите, понравилось вам путешествовать?

-А у кого были затруднения?

- с кем поделитесь дома полученными знаниями?

2. Консультация для родителей.

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста»

Уважаемые родители, Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети и говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. А с чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение.

Ни один ребенок не приходит в мир говорящим. Способность обучаться речи — естественное человеческое свойство, заложенное с рождения. Родным языком «маленького человека» становится тот, на котором говорит ближайшее окружение. Значимые взрослые для ребенка — родители или законные представители.

Растущие потребности дошкольника выступают мотивом для овладения языком. Развивается функция регуляции речи, которая помогает контролировать деятельность и поведение. Все виды деятельности связаны с речью. У дошкольника появляются новые задачи и расширяется круг общения среди сверстников и взрослых. Ребенку важно, чтобы его понимали собеседники. “Маленький человек” прислушивается к речи людей, копирует понравившиеся словосочетания и фразы.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

И мне хочется предложить вам :

«Упражнения и игры для развития речи детей»

Игры на развитие фонематических процессов

«Подумай, не торопись»

придумай слово, которое начинается на последний звук слова лук;

какое слово получится, если к но- прибавить один звук;

составь такое предложение в котором все слова начинались бы на звук М (мама моет Мишу мочалкой);

найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У;

подбери слова, чтобы первый звук был К, а последний Ш и т. п.

Игры на развитие слоговой структуры

«Магазин игрушек» ( игрушки: бегемот, машина, собака, кукла, ослик, мишка и т. п.)Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов, например, два. Дети покупая игрушки, должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова.

«Кто в каком домике будет жить». Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:

Каждый квадрат, обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратиках будут жить животные.

По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей размышлять над слоговым составом слова и его строением ( почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т. п.)

Игры на развитие грамматического строя речи

«Один и много»

Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.

Пример: стол – столы, шапка – шапки.

«Измени предложение»

Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложении.

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп, ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп, ОНИ едят суп

«Назови ласково»

Можно играть с мячом, как в упражнении «один-много»

Пример:

лодка – лодочка,

забор – заборчик,

носок – носочек

В старшем дошкольном возрасте дети усваивают форму, размер, цвет, отмечают индивидуальные особенности предмета. Они знают из какого материала изготовлено изделие и могут об этом составить связный рассказ из 4 –5 предложений. Детям доступны группировка, обобщение и простейшая классификация предметов, они овладевают основными видовыми понятиями (столы, вазы) и родовыми (мебель, посуда, овощи). В старшем возрасте дети могут участвовать в беседах о животных, называть их признаки, строение их тела, окраска, различают животных на диких и домашних, также знакомятся с животными севера и животными жарких стран.

Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, умеют различать гласные и согласные звуки, а также определяют их по твёрдости и мягкости.

Дети усваивают некоторые случаи переноса ударений (волк – на волков, земля – землю, форму родительного падежа множественного числа имён существительных (чулок – носков, уменьшительно – ласкательную форму существительных, образовывают сравнительную степень прилагательных («Добрые руки у наших воспитателей, но мамины ещё добрее», используют в речи притяжательные местоимения («Моя книга»).

Дети старшего дошкольного возраста составляют рассказы из 4 – 5 предложений, пересказывают короткие рассказы с опорой на картинку и без неё, составляют описательные рассказы и загадки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй»Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй» Введение: Одна из самых острых проблем в современном дошкольном образовании- развитие речи. Конечно же, в своей работе я использую самые.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширение словарного запаса детей через словесно-речевые игры; Задачи: упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

Придумывание сказки «Как звери в лесу пожар тушили». ООД по речевому развитию детей с ОНР старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: развитие речетворческих способностей дошкольников. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ. -Коррекционно-образовательные: 1. Формировать умение придумывать.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Конспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возраста Задачи: формирование интереса к художественной литературе, содействие правильному восприятию содержания произведения; стимулирование познавательной.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Подбирать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок»
Опубликовано: 13 мая 2021 в 18:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок»» (включая файлы) размещена пользователем светлана рокотянская (УИ 1833579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД