Папки-передвижки

Конспект занятия «Звукоград»

Оксана Курбанова
Конспект занятия «Звукоград»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

1. Содержание…. 2

2. Пояснительная записка…3

3. Характеристика речевого развития….5

4. Календарно-тематический план занятий…5

5. Ожидаемый результат…. 7

6. Заключение…8

7. Литература…. 8

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопедический пункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дат возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости -артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

Публикация «Конспект занятия „Звукоград“» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно

создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

Образовательные:

• Развитие понимания речи

• Расширение активного и пассивного словаря

• Формирование и совершенствование грамматического строя речи;

• Развитие фонематической системы речи.

• Формирование диалогической речи и речевого общения

Коррекционные:

• Развитие общей и мелкой моторики;

• Развитие артикуляционного аппарата;

• Развитие речевого дыхания

• Развитие зрительного слухового и тактильного восприятия;

• Развитие памяти и мышления

Воспитательная:

• Воспитывать у детей навык совместной работы

Актуальность программы: Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего возраста

Особенность: Я выбрала проблему развития речи детей в раннем возрасте, так как считаю, что речь является важным средством общения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Развитие речи детей в кружковой деятельности происходит в игровой форме, что позволяет ребёнку быстрей раскрыться, сформировать коммуникативные навыки.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)

4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.

5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж. для укрепления физического здоровья детей. Данная программа составлена с учтом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 31 занятие. Занятие проводится в первую половину дня, один раз в неделю продолжительностью 20 минут, с группой

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.)

3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.

4. Физминутка.

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

Характеристика речевого развития детей 3-4 лет

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы, употребляют обобщающие слова.

К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000-2500.

Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.

Однако некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательные в роде, числе, падеже; неправильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.

Для детей этого возраста характера неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом - неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка-сапка, жук-шук).

У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л», что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, на, под, между, около).

Речь становится связной и последовательной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать, в коллективной беседе пересказывать сказки и короткие рассказы. У них формируется осознание своих произносительных умений.

С учетом психических и физических особенностей и строится работа по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха и подготовить ребенка к следующему этапу обучения – развитию звуко-буквенного анализа.

Возраст детей: 3-4 года

Тип: образовательная

Направленность: коррекционно – развивающая

Фора проведения занятий : групповая

Календарно-тематический план логопедического кружка

«Звукоград»

Месяц Неделя Название упражнений Количество занятий

Сентябрь 1 Диагностика

2 Диагностика

3 «Трубочка-Улыбочка»

Знакомство с многообразием слов, рисование коротких, отрывистых линий. 1

4 «Заборчик»

Знакомство с многообразием слов, нахождение различий в двух похожих рисунках 1

Октябрь 1 «Блинчик»

Сравнение слов по звучанию (длинные и короткие, рисование иголок ёжикам 1

2 «Иголочка»

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка 1

3 «Горка»

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках 1

4 «Чашечка»

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках 1

Ноябрь 1 «Заборчик»

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках 1

2 «Вкусное варенье»

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я. Козловского 1

3 «Индюк»

Звуки С-Сь («песенки большого и маленького насоса», знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Салгира 1

4 «Поцелуй»

Звуки З-Зь («песенки большого комара и маленького комарика», знакомство с твердыми и мягкими согласными, рисование ушей зайчикам 1

Декабрь 1 «Задуй свечу»

Звуки С-Сь, З-Зь, твердые и мягкие согласные, нахождение различий в двух похожих рисунках 1

2 «Футбол»

Звук Ц, рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Салгира 1

3 «Мыльные пузыри»

Звук Ш («песенка ветра», рисование шариков, заучивание потешки 1

4 «Буль-буль»

Звук Ж («песенка жука», рисование желудей, заучивание стихотворения И. Салдатенко 1

Январь 1 Каникулы

2 «Грибок»

Звуки Ш-Ж, рисование дорожек, повторение стихотворений 1

3 «Гармошка»

Звук Щ, рисование щеток, стихотворение С. Михалкова 1

4 «Почистим зубки»

Звук Ч, рисование предметов 1

Февраль 1 «Молоточек»

Звуки Ч-Щ нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки 1

2 «Лошадка»

Звуки Р-Рь, закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Выготской 1

3 «Маляр»

Звуки Л-Ль, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой 1

4 «Мимические упражнения для мышц лица»

Звуки М-Мь, рисование мимики, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной 1

Март 1 «Упражнения для мышц губ»

Звуки Б-Бь, заучивание стихотворения Г. Салгира, рисование бус 1

2 «Упражнения мышц щек»

Звуки К-Кь, закрашивание овощей заучивание стихотворения Д. Хармса 1

3 «Окошко»

Звук Г, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Салгира 1

4 «Слоник»

Звуки Г-К, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шоригиной 1

Апрель 1 «Месим тесто»

Звуки Д-Дь, штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой 1

2 «Месим тесто»

Звуки Т-Ть, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова 1

3 «Блинчик»

Звуки Д-Дь, Т-Ть, рисование домика, повторение стихотворений 1

4 «Шарик»

Закрепление пройденного материала. Звуки З-Зь, С-Сь, повторение стихотворений, штриховка 1

Май 1 «Рыбка»

Закрепление пройденного материала. Звуки Р-Рь, Ш, раскрашивание предметов 1

2 Чередование «Шарик- Рыба». Закрепление пройденного материала. Звуки Л-Ль Б-Бь, повторение стихотворений, рисование березки 1

3 Диагностика

4 Диагностика

Всего: 31 занятие

Ожидаемые результаты:

- В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нба, щк);

- Выработка точных и четких движений кистей и пальцев рук;

Ребенок к концу года должен уметь:

Правильно произносить все звуки родного языка изолированно,в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);

Различать короткие и длинные слова, похожие и не похожие, звонкие, громкие и тихие; делить слова на слоги; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

Определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);

Произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

Рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать не сложные предметы;

Заключение:

Таким образом, развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Формирование правильного произношения детьми звуков родного языка является основной линией развития речи детей младшего дошкольного возраста. Очень важным является и период начала обучения. Для достижения наибольшего успеха начинать обучение по воспитанию звуковой культуры речи нужно на более раннем этапе дошкольного детства.

Чтобы добиться положительных успехов при воспитании звуковой культуры речи у младших дошкольников необходимо:

- правильно организовать развивающую среду дошкольников, которая должна способствовать развитию звуковой культуры речи;

- обогатить круг представлений детей;

- наличие правильной речи педагогов и окружающих взрослых;

- использовать в работе игры и упражнения, направленных на решение данной проблемы.

Успех развивающей работы зависит от комплексной системы, заключающейся во внедрении логопедии в учебно- воспитательную работу жизнедеятельности детей.

Литература:

1. Т. Л. Чернова 500 оригинальных пальчиковых игр/Т. Л. Чернова; худож. Е. Кравцова. – Харьков: Книж. Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный Клуб» Клуб семейного досуга», 2012.- 256с.

2. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб. : КОРОНА принт, 2004. – 80 с.

3. Волина В. Занимательное азбуковедение. М. :Просвещение,1991.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Звукоград» для ознакомления дошкольников со звуками и буквами родного языкаДидактическое пособие «Звукоград» для ознакомления дошкольников со звуками и буквами родного языка С начала текущего учебного года я задумалась о том, что неплохо бы приобрести для своего кабинета пособие, которое помогло бы моим воспитанникам.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград» Итоговое занятие в старшей группе «Путешествие в Звукоград.» Программное содержание : 1. Закрепить знание букв русского алфавита. 2. Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград» Программное содержание: обобщение знаний о звуковом составе слова; дифференциация понятий "гласные и согласные звуки" развитие фонематического.

Конспект занятия КВН. Тема: «Секреты здоровья» Цель: Расширение знаний детей о правильном питании и полезных свойствах продуктов, об их значении.

Конспект занятия на экологическую тему для детей подготовительной группы «Бросьте природе спасательный круг» «Бросьте природе спасательный круг» занятие на экологическую тему для детей подготовительной группы. Бикбова Эльмира Рафкатовна Воспитатель.

Конспект занятия. Конспект занятия для детей 2 младшей группы по теме «Как дети помогли зайчику в избушку вернуться». Подготовила: Сагандыкова А. К.

Конспект занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Юные исследователи» Конспект занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Юные исследователи» Возрастная группа: Средняя группа «Б» Проводила.

Конспект занятия по английскому языку «Числа» — третье занятия Цели: Практическая: закрепление умения считать и прибавлять. Образовательная: закрепление лексико-грамматического материала, развитие.

Конспект занятия по английскому языку «Числа» второе занятия Цели: Практическая: закрепление понятия «один – много». Образовательная: закрепление изученного и введение нового лексико-грамматического.

Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте».Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте». Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте». Автор: Черевко Екатерина Викторовна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звукоград»
Опубликовано: 2 октября 2017 в 22:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Звукоград»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Курбанова (УИ 824372) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД