Любовь Рыбакова
Проект по музыкально-экспериментальной деятельности для старшего возраста «Звуки разные бывают»
«ЗВУКИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ»
проект по музыкально - экспериментальной деятельности
Введение
Вопрос о важности музыкального воспитания детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии (Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаева, А. Л. Сиротюк и др.) мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.
Публикация «Проект по музыкально-экспериментальной деятельности для старшего возраста „Звуки разные бывают“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2021
Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными руководителями задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми, которое может рассматриваться только через систему позитивных отношений. С одной стороны, отношения выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, а с другой — дают возможность детям выразить свои чувства, эмоциональные стремления, проявить активность, творчество.
Основной целью музыкальной экспериментальной деятельности является воздействие на эстетические чувства, нравственные переживания. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами, развитие сознательного отношения к музыкальному миру.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель проекта : способствовать развитию музыкальности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, интереса к миру звуков.
Задачи:
создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности;
развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки
развивать природную музыкальность детей, фантазию, ассоциативное мышление и воображение в звукоподражательных играх со словом, инструментами при озвучивании стихов и сказок;
поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;
расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
Проблема:
«Что такое звуки?»
«Как они получились?»
«Почему их так много, целое море?»
Гипотеза: Дрожит, значит звучит…
Результативность проекта : значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей огромно — они концентрируют внимание, активизируют память, являются неоспоримым аспектом постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Методы исследования:
анализ литературы
эксперимент,
наблюдение
практическая работа
Этапы исследования:
I. Подготовительный этап. Определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задачи. Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед, подбор музыкального репертуара, материального оснащения, составление плана реализации проекта.
II. Основной этап. Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта : 1. Исследовательская деятельность детей «Звуки вокруг нас» (шумы, деревянные, стеклянные, пластмассовые, шуршащие звуки).
2. Дидактическая игра «Что звучит?», «Музыка или шум?». 3. Свойства шумов (работа с карточками).
III. Заключительный этап. Оркестр музыкальных инструментов.
I этап - Подготовительный этап
Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»
Музыкальный руководитель :
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки? Почему их так много - целое море? Откуда берутся звуки?
Дети: высказывают свое мнение.
Музыкальный руководитель : А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? какие звуки нас окружают?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель : Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.
После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:
- проблемные вопросы:
«Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много – целое море?»
- выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…
- обозначила цель проекта.
Беседа с детьми «Звуки вокруг нас»
Музыкальный руководитель : Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь! (Дети выполняют действия по тексту).
Музыкальный руководитель :
Что мы сейчас делали? Дети: Топали, хлопали, шумели. Музыкальный руководитель : Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук) Они называются – шумы. Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (Дети минуту слушают).
Музыкальный руководитель : Итак, что вы услышали? Дети: Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.
Музыкальный руководитель : Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий. Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать. (Звучат фонограммы различных шумов А. Бурениной «Театральные шумы». Дети угадывают.)
Музыкальный руководитель : Я попрошу вас послушать и дома нарисовать мальчикам – шумы, которые вы услышали на улице; девочкам – шумы, которые вы услышали дома.
II этап - Основной этап
Исследовательская деятельность детей
1. «Знакомство с определением «Звук»
Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука. Материалы: линейки, альбомы тетради карандаши, гитара, звуковая запись с шумом воды, улицы, пение птиц, жужжание насекомых, можно использовать картину со звуками льющейся воды и пением птиц.
Описание. Игра «Что звучит?» - педагог предлагает детям закрыть глаза, и послушать звуки. Дети слушают и говорят, какие звуки они слышат ( ответы детей: детские голоса на улице, шум льющейся воды, пение птиц) Вопрос педагога: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом; как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? (Ответы детей).
2. «Громкие и тихие звуки»
Задача: Дать представление детям о силе звука при помощи музыкальных инструментов (металлофон, бубен, колокольчики и ложки)
Описание:
Педагог: Постучите по столу кулачком. Громче, еще громче, очень громко. Когда звук получился самым громким?
Ответ детей: Когда мы очень сильно ударяли по столу.
Педагог: Значит для того чтобы звук был громче, нужно…
Дети: нужно применить силу.
Педагог: Перед вами музыкальный инструмент-бубен. Послушайте его звучание. Демонстрируется громкая и тихая игра на бубне.
Педагог: Что вы заметили? Как звучал бубен?
Дети: Бубен сначала звучал громко, затем тихо.
Педагог: А когда громче звучал бубен?
Дети: Когда сильнее его встряхивали.
Педагог: Интересно. Все ли инструменты умеют звучать громко и тихо. Давайте попробуем. Дети играют на металлофонах и ксилофонах, ударяя по инструментам с разной силой.
Педагог: Как вы думаете, отчего зависят громкие и тихие звуки?
Дети: От того как сильно мы ударяем по инструменту. Так дети выясняют, что громкие и тихие звуки зависят от силы удара и свою причастность к происходящему.
3. «О дрожалке и пищалке»
Задача: Выявить причину возникновения звука при помощи губной гармошки, расчески и листка бумаги. Материалы, оборудование: губная гармошка, расчески, бумажки.
Описание: Волшебную коробочка. В ней губнуая гармошка.
Педагог: Посмотрите, какой необычный музыкальный инструмент. Как вы думаете, как возникает звук в губной гармошке? Дети рассматривают губную гармошку. Показать, как нужно пользоваться этим музыкальным инструментом.
Педагог: Как вы думаете, с чьей помощью возникает звук в губной гармошке?
Ответ детей: При помощи воздуха, когда мы дуем в нее.
Педагог: Давайте с вами сами изготовим такой интересный музыкальный инструмент. А помогут нам в этом бумага и расческа Дети делают губные гармошки из бумаги и расчесок, затем пытаются воспроизвести звуки. Звучит музыка по выбору педагога.
4. «Разные звуки могут дружить»
Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука и как можно сочинить мелодию, играя специальными палочками на стаканах с разным количеством воды. Материалы: бокалы, вода, палочки.
Описание: Детям показывают два стакана, металлическая палочка и графин сводой. Музыкальный руководитель предлагает постучать металлической палочкой по пустым стаканам. (Звуки одинаковые.)
- Если мы нальём воды, звучание изменится? (наливают одинаковоеколичество воды. Звучат снова одинаково)
- А если налить в один стакан воды больше, чем в другой, что произойдёт? (проводят эксперимент, делают заключение)
5. «Шумные звуки»
Задача: Восприятие детьми шумов, умение различать шумовые и музыкальные звуки. Материалы: картинки с изображением шумов и музыкальных звуков, 2 шкатулки.
Описание: Педагог: В природе существуют звуки музыкальные и шумы. Дети слушают в записи звуки и шумы. Определяют на слух, где какой шум или звук. Педагог: Есть у меня две волшебные шкатулочки, в них отдельно будут храниться звуки и шумы. Нам предстоит разделить их. Детям раздаются карточки с изображениями, дети решают, куда поместить ту или иную карточку. Затем поочередно вытаскивают из шкатулок изображения, озвучивают
их.
6. «Обыграй сказку звуками»
Педагог:Я хочу вам рассказать сказку,послушайте ее. Жил-был заяц-трусишка, и всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах. (шуршим бумагой). Испугался заяц и бежать. (стучим быстродеревянными ложками по барабану). Бежал, бежал, присел на пенёк
отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (стучат деревянными палочками). Бросился заяц бежать. (стучим деревянными ложками по барабану быстро). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (натягиваем руками ткань или лист бумаги)Побежал заяц из леса к речке. (стучим быстро деревянными ложками по барабану). А на берегу, лягушки сидели. Увидели они зайца – и скок в воду! (проводим палочкой по ксилофону) тут заяц остановился и говорит: «А ведь есть звери, что и меня, зайца, боятся!» сказал так и смело поскакал обратно в лес. (стучим деревянными ложками по барабану медленно).
Педагог: на столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите их. Я ещё раз расскажу сказку, а вы будите
озвучивать её. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.
Повторно звучит сказка, в сопровождении детей.
Педагог: Молодцы. А какие звуки встречались в нашей сказке (шумовые и музыкальные
Дидактическая игра «Музыка или шум?»
Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.
Ход игры: Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые, выясняет, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится – (шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками», заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы «шумят» по – разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.
Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «коробочки - шумелки» - шум (немузыкальные звуки).
Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки»
Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.
Музыкальный руководитель : Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным. «Музыкальные» - поднимаете синие карточки, «Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.
Пение мальчика
Скрип двери
Звучание женского хора
Шум моря
Подметание пола щеткой
Стук мяча
Игра на скрипке
Игра на фортепиано
Шум трактора
Звучание симфонического оркестра.
III этап - Заключительный этап
«Оркестр музыкальных инструментов»
Задача: игра в оркестре на инструментах. Материалы, оборудование: музыкальные и шумовые инструменты.
Описание: Он отличный музыкант. У него большой талант. Палочкой взмахнул и вот. В зале музыка живет. Зазвучал оркестр, хор. Кто же это? (дирижер). Игра - «Волшебная палочка дирижера». В руках у педагога дирижерская палочка. Педагог показывает ее детям и рассказывает, для чего нужна дирижеру его палочка. «С помощью своей дирижерской палочки дирижер, как волшебник, может оживлять музыку. Он может заставить зазвучать любой инструмент в оркестре и весь оркестр в целом. Чем не волшебник с волшебной палочкой?» Дети по очереди играют с «волшебной» палочкой дирижера, рисуют палочкой в воздухе ритмические узоры — «оживляют» музыку. Затем дети играют на шумовых инструментах, созданных своими руками под грамзапись русской народной мелодии.
Выводы
В результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности : мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Литература
1. Большая энциклопедия дошкольника. – М., 1999 г.
2. Музыкальный Букварь Ветлугина.
3. Метелина Н. О. Слушай во все уши (опыты со звуком). – М., 1996 г.
4. Рыжова Н. Знакомим детей с музыкой // Дошкольное воспитание, № 6, 1998 г.
5. Музыка для малышей – М., 1983 г.
6. Музыка для детей – М 1983 г.
7. Музыка современных композиторов и классиков.
8. Русская народная музыка.
9. Интернет -ресурсы.