Светлана Гусева
План-конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме: «Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф».
Коррекционно-образовательные:
познакомить со звуками [Ф], [Ф']
учить твердости-мягкости в слогах, словах и предложениях;
Коррекционно-развивающие:
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
формировать навык чтения и письма;
развивать фонематические процессы.
развивать грамматический строй речи;
Публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ „Звуки [Ф], [Ф’], Буква Ф“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
упражнять в определении места звука в словах, в определении количества слогов;
развивать зрительное восприятие, логическое мышление;
Коррекционно-воспитательные:
развивать навыки самоорганизации и контроля;
воспитывать желание приходить на помощь.
Оборудование: картинки,
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дидактическая игра «Назови слово со звуком» (повторение изученного материала).
Дети проходят в кабинет, встают в круг, называют слова, начинающиеся на звук [Д].
Характеризуют его (согласный, твердый, звонкий).
2. Развитие общей моторики. (Координация речи с движением).
Логопед бросает мяч и называет слово, а ребенок в ответ – противоположное по значению.
Большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, горячий – холодный, узкий - широкий, твердый – мягкий, грязный – чистый, близкий – далекий, смелый – трусливый.
3. Пальчиковая гимнастика
Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять. Дети выполняют плавные движения сложенными ладонями, имитируя движения плавников.
Скрещенными ладонями имитируют взмахи крыльев.
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики, начиная с больших.
4. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед – ребята, возьмите зеркала и выполним артикуляционные упражнения.
Упражнения «Лошадка», «Грибок», «Гармошка» Слайд №4
5. Дыхательная гимнастика.
Логопед – чтобы выговаривать звуки правильно, мы с вами должны научиться правильно дышать - вырабатываем сильный выдох. Дети дуют на тренажер – губы «трубочкой», вдох через нос, выдох через рот. Следим, чтобы не раздувались щеки. Слайд № 5
6. Голосовые упражнения: «Скажи «О и У» по-разному» (изменение тембра голоса).Слайд № 6
Логопед показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука :
«О», — удивилась мама; «О», — стонет бабушка; «О», — поет певица; «О», — потягивается мама; «У», — гудит пароход; «У», — дудит дудочка; «У», — плачет мальчик.
7. Дидактическая игра «Назови первый звук в слове». Объявление темы занятия.
Логопед показывает картинки, дети называют первый звук. (Слайд № 7)
Логопед: - Какой первый звук в каждом слове?
Дети: Ф.
Логопед: возьмите зеркала и произнесите этот звук. Посмотрите, что происходит с нашим ртом.
Дети: (произносят многократно звук, смотрят в зеркало) – верхние зубки здороваются с нижней губой.
Логопед: правильно. Вспомните, если во рту воздух встречает преграду, значит, мы произносим какой звук?
Дети: согласный.
Логопед: правильно, какой он твердый или мягкий?
Дети: твердый.
Логопед: а теперь положите ручку на горлышко, произнесите звук Ф. Дрожит горлышко?
Дети: нет, значит, звук глухой.
Логопед: правильно. Итак, звук Ф - согласный, твердый, глухой. В нашем городе звуков он будет жить в каком домике?
Дети: в синем. (Слайд № 8)
8. Воспроизведение слоговых рядов. (Развитие фонематического слуха)
Логопед: а теперь, ребята, мы проверим, какая у вас память. Повторите правильно за мной цепочку слогов.
Каждый ребенок проговаривает слоги. (Слайд № 9)
9. Дидактическая игра «Укажи место звука»
Логопед: чтобы наша речь была понятной, каждый звук в словах занимает свое место. Посмотрите на картинку и скажите, где находится звук Ф – вначале, в середине или в конце слова. (Слайд № 10)
10. Знакомство со звуком [Ф'].
Логопед: вспомните, ребята, в городе звуков у многих жителей синей улицы есть братики, которые живут на зеленой улице. Это какие звуки?
Дети: мягкие.
Логопед: давайте произнесем мягкий звук [Ф'].
Дети произносят звук. Дают характеристику звуку. Согласный, мягкий, глухой. (Слайд № 11)
11. Дидактическая игра «Найди слово»
Логопед – посмотрите, ребята, на картинки и скажите, в каких словах [Ф']. (Слайд № 12)
12. Физкультминутка.
13. Дидактическая игра «Распредели по домикам»
Логопед: мы опять в городе звуков, и вам необходимо правильно распределить слова с мягким звуком Ф и твердым по соответствующим домикам. (Слайд № 13)
14. Дидактическая игра «Сколько слогов в слове»
(Слайд № 14) Логопед показывает картинку, дети называют и указывают, сколько слогов в слове и каким будет это слово - односложным, двусложным или трехсложным.
Ответы должны быть полными - «В слове флаг один слог, значит слово односложное». «В слове фен один слог, значит слово односложное».
«В слове кофта два слога – значит слово двухсложное» и т. д.
15. «Четвертый лишний» (развитие внимания, логического мышления (Слайд № 16)
Логопед:
На картинки посмотри
И лишнюю назови.
Логопед показывает серию из 4-х картинок, проговаривает название каждой, дети называют лишнюю, обосновывая своё решение.
(фен – Ф - мягкий, шкаф – Ф в конце слова, кресло – нет в слове звука Ф.)
16. Штриховка буквы (развитие мелкой моторики. Профилактика дисграфии).
Логопед: посмотрите на букву Ф у вас на листах. Проведите по ней пальчиком, а теперь возьмите простой карандаш и выполните штриховку – обратите внимание – рисуем прямые линии – слева направо. Посмотрите, как это должно быть выполнено в результате. (Слайд № 16).
17. Дидактическая игра «Подбери слово к схеме» (Развитие навыков звукового анализа)
Логопед: назовите картинки. Скажите, какая картинка соответствует звуковой схеме.
Дети: фен -3 звука – первый мягкий согласный, второй гласный, третий твердый согласный. (Слайд№ 17)
18. Дидактическая игра «Посчитай» (развивать умения согласовывать существительные с числительными»).
Логопед показывает картинки, дети считают, правильно согласовывая существительные с числительными.
Один флаг, два флага, три флага, четыре флага, пять флагов.
Один фотоаппарат, два фотоаппарата, три фотоаппарата, четыре фотоаппарата, пять фотоаппаратов.
Один фен, два фена, три фена, четыре фена, пять фенов. (Слай № 18)
19. Дидактическая игра «Закончи предложение» (развитие связной речи).
Логопед показывает слайд, начинает предложение, дети заканчивают, правильно согласовывая слова. (Слайд№ 19)
20. Итог занятия.
Логопед – с какими звуками мы сегодня познакомились. Какие они (Звук Ф -согласный, глухой, может быть твердым и мягким)
Игра «Кто больше продолжи слово»
Логопед читает начало слова – дети продолжают.
фа – милия фо - кус
фа – та фо-тоаппарат
фа – ра фо - тография
Посмотрите на картинку и назовите все слова с изученными звуками.
Слайд № 22