Татьяна Бахтина
Урок по русскому языку в 1 классе «Звук [М] и буква «М»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква М.
Оргмомент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
- Что общего в словах?
Знакомство с буквой «М»
- Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Темочки:
- Буквы М, Л и звуки [М], [Л]. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Конспекты
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
– Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.
6. Упражнение «Сосчитай и назови»
- Сосчитайте и назовите звуки в слогах :
ОМ АМ УМ
– Какой из звуков, в каждом слове гласный? Какой согласный?
Упражнение «Сложи из кубиков»
- Соберём из букв слоги : АМ, УМ, ИМ.
Выкладывание буквы «М» из палочек.
- Сколько вам понадобилось палочек?
- Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.
– Ребята, Мышонок Мыша пришел поучиться с нами и принес с собой «золотой» мешочек с орешками. Посмотрите, сколько орешек лежит в мешочке? Но орешки не простые (орешки с буквами, они все перепутались. Давайте поможем Мышонку разложить орешки в сундучки.
А С К О Х У
- Какие орешки мы положим в красный сундучок?
- Почему? (эти буквы обозначают гласные звуки)
- Какие орешки мы положим в синий сундучок?
- Почему? (эти буквы обозначают согласные звуки)
- Молодцы! Вы помогли Мышонку. Вы настоящие друзья.
Формирование новых знаний.
- А сейчас наш Мышонок немного утомился, хочет отдохнуть и послушать сказку
- А вы хотите послушать сказку?
Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись.
Сказка, в гости к нам явись.
Свечка зажигается, сказка начинается.
Сказка. (Учитель зажигает свечку.)
В некотором царстве, в некотором государстве, в высоких теремах жил-был царь. И было у него двое детей Маша и Миша.
Вот однажды Машу и Мишу похитила Баба-Яга. Унесла в своей ступе за семь морей, за семь полей. Погоревал царь, поохал, да делать нечего, смирился он с потерей милых детушек. Но дети узнали, что от Бабы-Яги можно сбежать, только надо разгадать ее загадки.
- Поможем Маше и Мише вернуться к царю-батюшке?
Старая бабка по двору шныряет
Чистоту соблюдает. (Метла.)
Летом гуляет – зимой отдыхает. (Медведь.)
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон.
Никто не приручает,
А на нас садится. (Муха.)
Отгадали загадки и бегом домой через семь морей, через семь полей к царю-батюшке.
Сказка затихает, свечка потухает.
- Понравилась сказка? Какие чувства возникли, когда слушали сказку? Как звали детей в сказке? Какой звук живет в начале этих слов? В каких словах услышали этот звук?
Закрепление связи между звуком и буквой /М/
- Покажи букву /М/.
- Ребята, у вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву М из фасолинок.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Коррекция тактильных ощущений.
- Проведите пальчиком по букве, вырезанной из наждачной бумаги.
Закрепление звука [м] в слогах.
Мышонок Мыша очень любит петь и каждый день он садится за пианино и поет свои любимые ритмичные песенки. Давайте пропоем вместе с Мышонком:
(пение по слоговой таблице)
ма – му – мо
му – мо – ма
мо – ма – му
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
– А после того как Мыша попоет, он любит грызть орешки:
ам – ом – ум
ом – ум – ам
ум– ам - ом
(Ребенок проговаривает слоги, поочередно соединяя пальчики сначала на одной, затем на другой руке.)
Развитие фонематического восприятия.
С тех пор, как Мышонок Мыша научился петь песенки, он полюбил играть в игру «Ловишки». Знаете эту игру? Давайте поиграем в эту игру.
Игра «Ловишки»
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]. (Взрослый произносит сначала звуки, а затем слоги медленно; увидев, что ребёнок успевает «ловить» звук, темп можно ускорить.)
1. Из ряда звуков : А -Х-М-С- У -М-О-Ш-С-А-О.
2. Из ряда слогов: МА-ХА-КА-МО-КО-СО-ХУ-МУ-КУ.
Физкультминутка
– Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Давайте ему покажем, что мы тоже любим играть и пригласим его поиграть с нами вместе.
(дети воспроизводят движения, соответствующие строкам стихотворения).
«Мы топаем ногами, (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Мы хлопаем руками, (Хлопки над головой в ладоши.)
Киваем головой,
Мы руки поднимаем. (Руки вверх и приседание с опусканием рук.)
Мы руки опускаем.
Мы кружимся потом
И побежим кругом». (Бег на месте или к своему месту.)
- Молодцы! Садитесь.
- Наш Мышонок затаился, давайте посмотрим, чем же наш Мыша так увлечен?
- Это он нашёл коробку с картинками и разглядывает их. Чтобы никого не обидеть, решил картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмет себе Мышонок Мыша? Давайте поможем ему отобрать картинки, в названии которых звук [м] слышится в начале слова, звук [м] слышится в середине слова.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук [м] в начале слова, под второй – [м] в середине слова.
М___ ___М___
(в начале слова) (в середине слова)
Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Картинки вывешивают на доску.
– Молодцы!
Итог урока.
- Нам пора прощаться с Мышонком Мышей. Я думаю, что наш гость остался доволен вами. Вы сегодня очень хорошо ему помогали! В течение всего урока он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно и выполняли все задания. И он вел себя также.
– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?
– А с каким звуком мы сегодня познакомились?
– Правильно, звук [м].
– А какой это звук?
– Это твердый, глухой, согласный звук.
- Какой буквой обозначается этот звук?
– Понравилось ли вам урок?
– До свидания.
Прозвенел звонок с урока,
Поиграть пришла пора,
Что узнали на уроке –
Не забудем никогда.