Татьяна Петрова
«Золотое веретено». Занятие кружка по народоведению с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой.
Задачи:
• Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
• Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
• Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.
• Развивать двигательную активность.
• Побуждать высказываться о поступках героев сказки.
• Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.
Материалы и оборудование:
Публикация «„Золотое веретено“, Занятие кружка по народоведению с детьми средней группы» размещена в разделах
Убранство русской избы; прялка, веретено, овечья шерсть, корзина с клубками ниток разного цвета; аудиозапись с русской народной музыкой.
Предварительная работа:
Знакомство с предметами обихода в комнате «Русская изба»; знакомство с обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях кружка; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Горелки», «Каравай», «Пузырь» и др.).
Ход занятия:
Под звуки тихой русской народной музыки дети заходят в «избу». Их встречает Хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Гостю почёт, хозяину - честь!
Хозяйка приглашает всех присесть на скамью, дети садятся.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?
Дети: Да, всем.
Хозяйка: Сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце. В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.
Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его.
Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено.
Дети кружатся вокруг себя.
Хозяйка: «По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь». Молодцы, настоящие «веретенца»! Присаживайтесь на скамью, отдохните. Ребятки, так для чего нужна прялка?
Дети: Чтобы прясть пряжу.
Хозяйка: Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?
Дети высказывают свои предположения.
Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные.
Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.
Хозяйка: Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей и работа спорилась, пряха пела песни:
Позолочена прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится.
А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.
Хозяйка: Не хотите поиграть, позабавиться?
Дети: Да, хотим.
Хозяйка: Становитесь в круг.
Проводится игра «Звонарь». Дети встают в круг, считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий, и выбранные им играющие, приплясывают. С окончанием музыки водящий и играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.
Хозяйка: Вам понравилась игра?
Дети: Да.
Хозяйка: Ребятки, а сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Золотое веретено».
Хозяйка рассказывает сказку. Затем обсуждает с детьми поступки сестер : Аннушки и Машутки. Побуждает детей к высказываниям. Делает выводы о том, что вознаграждение бывает за добрые дела.
Хозяйка: Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?
- А что вам больше всего понравилось?
- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Хозяйка: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Хозяйка: Вот это тепло мы подарим друг другу. Пора прощаться, буду ждать вас в гости снова. До свидания.
Дети прощаются с Хозяйкой и уходят в группу.