Ахметвалеева Фирюза
Знакомство со свойствами дерева и металла
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство со свойствами дерева и металла».
Цели и задачи: познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево- теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении предметов; воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам.
Темочки:
Методы и приемы: сюрпризный момент (волшебный сундук, музыкальное сопровождение, беседа художественное слово, поощрение, указание.
Словарная работа: деревянный, активизация прилагательных.
Оборудования: различные предметы и игрушки, сделанные из металлов и дерева; раздаточный - деревянный кубик, неокрашенный и деталь металлического конструктора.
Предварительная работа: игры с деревянным конструктором, наблюдения в повседневной жизни.
Ход занятия:
На столе у воспитателя появляется волшебный сундучок, под музыку сундук открывается и воспитатель раскладывает на столе много разных предметов.
- Ребята, у меня на столе много разных предметов. Назовите их (дети называют, и воспитатель предлагает сказать, для чего нужен тот или иной предмет).
- Вы видите, что все предметы разные. Но у некоторых есть что-то общее, похожее. Назовите, какие предметы похожи (ответы детей, они могут назвать предметы одинакового цвета или формы).
- Нам нужно разделить все эти предметы на две группы, чтобы в каждой были предметы, чем-то похожие друг на друга. На какие две группы можно разделить предметы? (предположения детей, если не догадаются разделить по материалу, воспитатель помогает им).
- Я на поднос поставлю матрешку. Как вы думаете, какие предметы можно поставить к матрешке? (Если дети ставят игрушку, похожую по цвету, воспитатель напоминает им, что все игрушки надо разделить на две группы, а по цвету, все предметы разные - и красные, и желтые, и зеленые, и на две группы их не разделишь.)
- Хорошо, я помогу вам. Я поставлю рядом с матрешкой пирамидку. Что же еще можно поставить?
- (предположение детей.)
- Из какого материала сделана матрешка? А пирамидка? (Тоже из дерева.) Есть у меня на столе еще предметы, сделанные из дерева? (Да.) Найдите их поставьте на поднос рядом с матрешкой и пирамидкой.
(Дети выполняют задние).
- Воспитатель спрашивает: «Из какого материла этот предмет? Почему ты решил эту ложку положить на поднос?»
- Посмотрите, как много разных предметов вы положили на поднос. Но что же у них общего? Да, они все сделаны из одного материала - из дерева.
- А что же общего у тех предметов, которые остались на столе? Да, они все сделаны из другого материала - из металла.
- У вас на столах лежат по два предмета-один из дерева, другой из металла. Садитесь за столы, и мы вместе рассмотрим эти предметы.
- Возьмите в одну руку деревянный предмет. Сережа, из чего сделан твой кубик?
(Из дерева.)
- А у тебя, Ира, какой кубик? (Деревянный.) А в другую руку возьмите другой предмет, он из какого материал? (Из металла.) Зажмите в кулачки ваши предметы. Какой
предмет холоднее - металлический или деревянный?
(Металлический.)
Значит, о металле мы можем сказать, что металл- материал холодный, а дерево какой? (Теплый.)
-Если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? (Дерево.) Почему? (Потому что это материл теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло.)
- А теперь возьмите металлическую пластинку и попробуйте провести черточку на деревянном кубике. Получилось? (Да.)
- А теперь возьмите деревянный кубик и попробуйте им провести черточку на металлической пластинке. Получилось? (Нет.) Почему, как вы думаете? (Предположение детей.) А не получилось у нас потому, что металл- материал очень твердый, он тверже дерева, поэтому на нем деревянным черточку не проведешь. А дерево мягче металла.
- Повторите, металл какой материал? (Твердый.) А дерево? (Мягкий.)
- Если вам нужно сделать нож, какой материал вы возьмете - металл или дерево? (Металл.) Почему? (Потому что металл тверже дерева.) А какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом? (Деревянные ложки, матрешки.)
-А сейчас снова подойдите к моему столу.
(У воспитателя на столе стоят две банки с водой.) Посмотрите, у меня металлический шарик. Коля, возьми шарик, опусти его в банку с водой. (Ребенок выполняет указание воспитателя.) А Света опустит в другую банку с водой вот этот кубик. Он из чего сделан? (Из дерева.) Что произошло с металлическим и деревянным предметами? (Металлический шарик утонул, а деревянный кубик нет.) Почему металлический шарик утонул, а деревянный кубик нет? (Предположение детей.)
- Металлический шарик утонул, потому что металл- материал тяжелый.
- А дерево какой материал? (Легкий.)
- Что же легче - дерево или металл? (Дерево легче, чем металл.)
- А что тяжелее? (Металл тяжелее, чем дерево.)
-Если вы захотите сделать лодочку, какой вы возьмете материал - металл или дерево? (Дерево.)
А почему? (Потому что металлическая лодочка утонет, а деревянная нет.)
- А теперь садитесь на свои места.
- Вот как много мы сегодня узнали о дереве и металле. Давайте вспомним, что же мы узнали.
- Что вы можете сказать о металле? Это какой материл? (Холодный, твердый и тяжелый.)
- А дерево? (Дерево теплее, мягче и легче металла.)
- А теперь поиграем. Посмотрите вокруг и назовите предметы, которые сделанные из дерева. (Ответы детей.)
- Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны. Металл-твердый материал, чтобы сделать из него какой-нибудь предмет, надо приложить много труда. А как трудно сделать вот такие красивые деревянные ложки, матрешки, пирамидки! Сначала их нужно вырезать, а потом покрасить.
-Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться: ведь, чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Ядумаю, что вы все будете бережно относиться к природе.