Людмила Власова
Занятие по знакомству с жанровой живописью в рамках инновационной деятельности «Картинная галерея в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с жанровой живописью
в рамках инновационной деятельности"Картинная галерея в детском саду" Знакомство с картиной В. М. Васнецова " Богатыри"
[/b]
Цель: формирование словарного запаса детей дошкольного возраста
Задачи:
1. расширить знания детей о богатырях;
2. учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать, анализировать;
3. обогащать речь детей выражениями и словами, обобщающими личные качества человека;
Публикация «Занятие по знакомству с жанровой живописью в рамках инновационной деятельности „Картинная галерея в детском саду“» размещена в разделах
4. активизировать в речи слова, обобщающие названия одежды и оружия богатырей;
5. развивать умения подбирать к словам синонимы, антонимы, слова-сравнения;
6. воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших защитников.
Предварительная работа: Знакомство с оружием,одеждой и доспехами богатырей.
Давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте, мои любители искусства. Как вы думаете, почему я вас так назвала? (ответы детей) Угадайте, что мы будем сегодня делать? (ответы детей). Все верно, мы будем знакомиться с картиной. Но, сегодня мне хочется, чтобы наше знакомство было немного сказочным. Вы любите сказки?
Скажите ребята можно ли придти в гости к картине? Есть ли у картин дом? (ответы детей). Отправляемся в гости.
Видео о Третьяковской галереи.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
-Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Фотография В. М. Васнецова.
Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках. Кто такой сказочник? Как можно рассказывать сказки с кистью в руках? (ответы детей). «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлыми настоящим, а может быть, и будущим», — писал о себе Виктор Васнецов. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри».
И давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
-Кто такие богатыри? (ответы детей)
-Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Ребята, есть в народе такие выражения «Богатырская сила». Как вы его понимаете? (большая, могучая, громадная.)
-А выражение «Богатырское телосложение»? (могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост.)
-А что такое «Богатырская удаль»? (смелый, решительный, отважный.)
-Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (Ответы детей.)
- Как их зовут?. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
-Кто находится в центре картины? (Илья Муромец.)
-Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.)
-Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони. Он воин-богатырь. Что нужно войну? (конечно оружие). Давайте рассмотрим какое оружие у Ильи Муромца? (в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица и щит на плече.) а одет он в кольчугу – железная рубашка.) -Зачем кольчуга нужна богатырям? Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов. На голове шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Среди всех богатырей Илья Муромец самый большой. Да и конь его соответствует хозяину. Большие копыта, мощные ноги, большая голова и крупное тело. А еще конь такой силы, что управлять им обычными поводьями невозможно. Посмотрите какие поводья у коня Ильи Муромца? (у коня тяжелая, прочная, массивная цепь) А какого цвета конь? (черного). В старину черный цвет называли вороным, как черный ворон. Конь вороной, то есть черный.
-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)
-Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Кто расскажет о его коне? (на белом коне, красная сбруя которого богато украшена) Он такой же по размеру, как вороной конь? (он больше).
-Давайте рассмотрим оружие у Добрыня Никитича. (прекрасный щит, который он уже наполовину вытащил из ножен, красный щит,на голове шлем, на теле кованная кольчуга из пластин).
-Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович.) Он самый молодой из этих богатырей. Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью.)
-Кто расскажет о его коне? (конь рыжий, небольшой, со светлой гривой).
- Кто расскажет о его оружии? (у него лук и стрелы,одна стрела вставлена в лук, на голове шлем, кольчуга кованная, большими пластинами). А что висит сбоку у Алеши Поповича? Это гусли, старинный, струнный, русский инструмент. Под его мелодичные звуки и рассказывали на Руси истории- былины о подвигах могучих богатырей.
Каждый богатырь по- своему вел бой. Илье Муромцу помогала его недюжая сила, Добрыне Никитичу искусное владение мечом. А Алеше Поповичу верный лук, который бил врагов с большого расстояния.
-Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев. Давайте посмотрим на их одежду. Простая и крепкая и Ильи Муромца, более дорогая и красивая у Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Какое у них выражение лица? (ответы детей)
-Какие они по характеру? Как вы думаете? (ответы детей)
Физкультминутка.
«Богатыри»
1. Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
2. Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)
И направо, и ещё, через левое плечо.
3. Наклонились влево, вправо-
Получается на славу!
4. Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)
Мы теперь богатыри!
-Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)
Богатыри – это войны. Скажите, ребята, они готовятся нападать на кого-то или защищать? (ответы детей)
-Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)
-А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.
Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей. Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.
Дидактическая игра «Найди линию горизонта».
-Сам Васнецов говорил о картине: "Картина моя - Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".
-Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа русского.
Вы помните, что сегодня занятие сказочное? И сейчас вы оживите картину Михаила Васильевича Васнецова «Богатыри».
Игра «Живая картина» под русскую народную музыку.
Уважаемые гости, получилось у ребят стать «сказочником с кистью»?
-Ребята, что вам больше понравилось? Что больше запомнилось?