Лариса Рыженкова
Знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева и В. Д. Динабургского детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ – Детский сад №2 пгт. Суземка Брянской области
«Знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева
и В. Д. Динабургского детей старшей группы»
Подготовила и провела воспитатель 1-й квалификационной категории Рыженкова Лариса Владимировна
Программные задачи:
1. Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с творчеством поэта и писателя современности Брянского края - В. Д. Динабургским.
Темочки:
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• Закрепить полученные ранее знания о творчестве поэта Брянского края 19 века Ф. И. Тютчеве.
• Закрепить умения детей отвечать на вопросы; активизировать словарь детей.
• Упражнять в умении детей рассказывать стихотворение, используя мнемотаблицу при чтении стихотворения по цепочки.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать поэтический слух детей.
• Продолжать формировать знания о достопримечательности родного края.
2. Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.
• Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви к малой Родине, вызвать интерес и уважительное отношение к культуре Брянщины.
• Воспитывать стремления сохранять национальные ценности, используя музыкальный фон, создать у детей положительный эмоциональный настрой.
Обогощение словаря: земляки, Овстуг, современный, добропорядочный, Брянский край, поэтесса, библиотекарь, сотрудник.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран, видео - прзентации,. аудиозапись, карта Брянской области, цветик - семицветик, 2 бейджика, половина альбомного листа, карандаши.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений наизусть, рассматривание иллюстраций, просматривание презентаций, посещение библиотеки, рассматривание карты, Брянской области.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Методы и приё мы:
1. Словесные (вопросы к детям, художественное слово, загадки,
физкультминутки);
2. Наглядные (иллюстрации, фотографии, слайды - презентации, выставка книг.
3. Практические (самостоятельная деятельность, изготовление
мнемотаблиц).
Ход:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Давайте все встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в каждом вашем сердце!
- А теперь отгадайте загадки и тогда узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.
-Вот склонился над Десной Милый город нам родной,
И не раз бывал там я.
Как зовут его друзья? (Брянск)
- Правильно, ребята. Вот как о Брянске написала Н. Кожевникова Город Брянск - золотые рассветы,
И Десна в голубых берегах,
Удивительны улицы летом,
Корпуса заводские в садах.
- Кто скажите мне, ребята,
Любит очень сочинять?
Кто с рассвета до заката Будет нам стихи читать?
О зиме, о жарком лете,
Про луну, и солнца свет,
И про всё, про всё на свете Сочинит стихи. (поэт)
- Молодцы, вы догадались, о ком сегодня будет идти речь. А как можно объединить два этих слова? (Поэт и Брянск)
- Верно сегодня мы будем говорить о Брянских поэтах и писателях прошлого 19 века и настоящего 21 века. Как вы думаете, где можно познакомиться с творчеством поэтов и писателей Брянского края?
(в библиотеке)
- Правильно, и сейчас я предлагаю вам отправиться на экскурсию в библиотеку, для того, чтобы нам добраться очень быстро, давайте произнесё м волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели! Вели, что бы мы оказались в библиотеке!
И вот мы с вами в библиотеке.
Вспомните, каких поэтов и писателей Брянского края вы знаете? (Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой,Арина читает стихотворение Толстого, В. Д. Динабургский, Н. Кожевникова, Ю. И Кравцов)
- Я буду заведующей библиотекой. Но у меня есть сотрудник библиотекарь, который продолжит нас знакомить с нашим земляком, поэтом Брянского края прошлого 19 века Ф. И. Тютчевым.
Ребенок рассказывает о Тютчеве. По ходу рассказа на экране дети наблюдают презентацию о жизни поэта Ф. И. Тютчева.
Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября [5 декабря] 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича, поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, изучил латынь и древнеримскую поэзию, а в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности. Первое стихотворение «Федечка» Ф. И. Тютчев написал в шесть лет и посвятил его любимому папеньке.
- Ребята, давайте подойдём к карте Брянской области и отметим флажком на карте место, где жил Ф. И. Тютчев (село Овстуг)
- очень хотелось бы услышать отрывки из его стихотворений (чтение отрывка из стих. «Весенняя гроза», и чтение одним ребёнком с выражением всего стихотворения «Зима недаром злится»)
Физкультминутка на снятие зрительного напряжения:
Подниму глаза я к верху,
Отыщу цветную ленту,
Потом снова опущу И на ленту посмотрю.
Успокоились- показ синий цвет,
Сосредоточились — красный, И настроились на рабочий лад - зелёный.
- Ребята, а вам понравилось стихотворение «Зима недаром злится»? Так давайте мы с вами его выучим. Чтобы быстрее его запомнить, я предлагаю использовать схемы.
-Садитесь, пожалуйста, за столы. Внимательно послушайте задание. Сейчас будет звучать стихотворение, до кого я дотронусь, тот будет изображать схематично то, что я читаю, а затем, мы расскажем это стихотворение по цепочке, используя свои схемы.
Дети рисуют схемы.
Пока дети работают, звучит мелодия А. Вивальди «Весна»
- Так, отлично, все справились. Выходите, вставайте в круг и читаем стихотворение по цепочке. У кого первая схема? Молодцы, очень быстро запомнили стихотворение.
- Так чьё же стихотворение мы с вами выучили?
- А кто запомнил, где родился Ф. И. Тютчев?
- Кому посвятил своё первое стихотворение Федечка? (любимому папеньке)
- Кем нам приходится Тютчев? (Земляком)
- О чем же писал в своих стихах Тютчев? (о природе, мнимо одушевляя ее)
Физкультминутка на снятие мышечного напряжения:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем вместе отдыхать,
Полетим на вертолёте
И увидим мы в полёте
Тёмный лес, Десну Большую
Город Брянск, тебя люблю я!
- Садитесь, пожалуйста (перед экраном)
- Peбята, а сейчас я вам сейчас расскажу о нашем земляке, писателе и поэте 21 века Валентине Давыдовиче Динабургском.
Рассказ сопровождается презентацией.
-А сейчас ребята расскажут стихотворение В. Д. Динабургского «Мой город»
- О каких поэтах и писателях Брянского края мы вели разговор?
- Как можно назвать писателей и поэтов Брянского края? {земляки)
-Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы вы рассказали своим родителям о том, что вы сегодня узнали в нашей библиотеке. А в выходной день посетите с родителями детскую библиотеку, чтобы узнать о творчестве других поэтов и писателей.
Звучит романс на стих Тютчева «Весенние воды»
Под этот замечательный романс мы возвращаемся в детский сад.
Литература
В. Д. Динабурский «Под зеленым абажуром»
Произведения поэтов и писателей Брянского края 19-20 века
Ф. И. Тютчев,А. К. Толстой,Н. Кожевнива,Ю. И. Кравцов,В. Горбачева
Парк в центре города Брянска, ныне известный как парк-музей имени А. К. Толстого, был открыт 2 мая 1936 г. Первая деревянная скульптура в нашем парке появилась в 1960 году. Имя графа А. К. - Толстого было присвоено парку в 1967 году, а в 1974 году он стал именоваться парком-музеем. В 1982 году парк им. А. К. Толстого был занесен в монографию “Парки мира”, куда вошли около 400 самых необычных парков всех пяти континентов.
ак-нибудь на досуге, дорогие друзья, загляните еще раз в парк имени А. К. Толстого. Ведь этот парк - это тоже сказка, только деревянная, придуманная и воссозданная в образах, с помощью талантливых резчиков по дереву, автором той самой книги, которую ты держишь сейчас в руках. Пройдя по аллеям парка, вы встретите и многих персонажей сказок, в том числе включенных в эту книгу, а если повезёт - то и самого автора, беседующего со своими сказочными героями и с живыми вековыми деревьями.
солнце
Поймал Иванушка жар-птицу и притащил в котомке в дом, и птица стала так светиться, что жарко сделалось кругом! Тогда Иванушка со страху открыл в светёлке все оконца, и в небо упорхнула птаха, а утром превратилась в солнце!
ДОЖДЬ И ГРОМ
В летнем небе голубом вдруг проснулся дядя-гром. Застучал пустым ведром:
- Прячьтесь, дети! Ну, бегом! Стало небо хмуриться, потемнела улица.
Даже, даже курица спряталась и жмурится!
ТУМАН
На лугу паслись коровы, дальше лес синел сосновый, и река-речушка Снежка, пробегала, чуть замешкав. Это всё давно знакомо, это видно всё из дома: лишь к окошку подойди и гляди,гляди,гляди!
Но однажды - что такое? - Всё, что было за рекою, - вдруг пропало. Даже лес растворился и исчез!
Вова только встал с постели.
- Может, стёкла запотели? - И бежит он на крыльцо, трёт глаза и трёт лицо.
- Где же луг и где коровы? Где чудесный лес сосновый? Где река-речушка, Снежка, что бежит,
чуть-чуть замешкав? Нет! Пропали!
Вот беда!
Не осталось и следа!
И тогда подумал Вова: это, верно, всё коровы - разбежались далеко, расплескали молоко.
Ну, а солнышко пригрело - и над лугом белым-белым заклубились облака из парного молока.
Так подумал мальчик Вова и пошёл к кроватке снова. Лёг удобно - и уснул, бросив
тапочки под стул. Спит спокойно мальчуган.
. А на луг упал туман.