Ольга Владимировна Шустина
Знакомство с современной городской глиняной игрушкой «Рязанский оберег»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная справка (для педагога):
Современная городская глиняная игрушка «Рязанский оберег» создана специально для учебного процесса на народных художественных традициях Рязанской области к 900-летию города Рязани педагогом и художником Шустиной О. В. и ее учениками. Мастерской уже 27 лет и игрушка побывала в 50 странах Мира. Авторская педагогическая программа этно-художественного воспитания «Рязанский оберег» стала победителем - лауреатом в V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Лепная игрушка является прикладной частью данной программы.
Публикация «Знакомство с современной городской глиняной игрушкой „Рязанский оберег“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Цель: знакомство учащихся с основными темами художественного творчества и отличительными чертами Рязанских лепных прикладных традиций на уроках и занятиях данной направленности.
Время беседы и рефлексии: (10 мин)
Оборудование: иллюстрации на мониторе или образцы игрушек.
Задача: закрепить вновь полученные знания на основе сравнительного анализа.
Содержание (для беседы): У игрушки есть свои характерные отличительные черты. Рязанская игрушка лепится-тянется из одного куска глины, минимально налепных деталей. Игрушка не белится, а расписывается сразу по глиняному черепку цветами Земли и Солнца (сам цвет черепка, коричневые, бордо-цвета земли и красные, оранжевые, желтые, охра, белый—цвета солнца)- рязанские художественные традиции. (СМ. приложения № 1-11)
(Для сравнения можно взять Дымковскую игрушку, которая собирается из множества деталей: отдельные детали, воланчики, жгутики, фестончики. См. приложение).
На занятиях в муниципальном Детско-юношеском Центре дополнительного образования «Рязанский оберег» рассматриваются основные темы народного художественного творчества России:
• Баба - мать, роженица, защитница, хранительница очага, продолжательница рода -ее особенно почитали наши предки и очень любили изображать на предметах, окружающих их.
• Конь - был и помощником и верным другом. Коня люди сравнивали с солнцем, говорили конь-огонь. Конь-начало-начал. Верхнюю балку дома тоже называли «Конек». В игре говорили: «Давай начнем новый кон». Закон. Конец. Можно много слов найти с корнем этого слова.
• Птица-спутница Богов. Люди считали, что птица соединяет небо и землю. Птицы в мифологии разные, а в мастерской «Рязанский оберег» - птица счастья, вылеплена в виде петушка с красивым хвостом. Петушок просыпается утром и все темные силы убегают. И считают, чем краше украшена птица - счастья,тем больше радости в дом принесет.
• Древо жизни - по представлению наших предков, корни- это поклон нашим предкам, ствол-это сегодняшняя наша жизнь, ветки- наше будущее, дети.
Поэтому древо жизни изображают в виде цветистого куста.
Рефлексия: фронтальный опрос-закрепление теоретического материала.
Прикладная часть занятия : (время практической работы-25 минут):
Материалы и инструменты: глина, плотная тканевая салфетка, стеки, стержни шариковых ручек.
Лепим птицу- «боковую»
Берем кусочек глины, между ладонями или на тканевой салфетке начинаем раскатывать жгут. Раскатав «колбаску»,взяв за концы, мы сворачиваем жгут дугой. Из одного конца мы формируем головку птицы с клювиком и гребешком, из другого конца формируем хвостик, который можно украсить ажуром. Готовую птичку необходимо захватить сверху двумя пальцами и немного постучать по тканевой салфетке, на донышке должна появиться ровная площадка, позволяющая стоять птице без подставок.
Важно птичку загладить.
Пришло время нанести инструментами (стержнем, стеками, колпачками) графику -глазки, украшения. У птички появились глазки, красивый хвостик. Птичка готова.
Подсказка-(если впоследствии птичку расписывать, то намечаем только глазки и чуть грайфики. Лишняя графика будет мешать росписи)
Можно устроить мини-выставку.
(последовательность лепки рассматриваем на приложениях : 1,2,3,4,5,6.
В конце занятия задать вопрос на рефлексию: Какие темы любили изображать наши предки в прикладном творчестве.
(Рефлексия, мини выставка, уборка рабочего места 10 минут.)
На следующих занятиях мы будем лепить:
• Рязанскую Бабу;
• Коня;
• Древо Жизни;