Получи документы

Знакомство с современной городской глиняной игрушкой «Рязанский оберег»

Ольга Владимировна Шустина
Знакомство с современной городской глиняной игрушкой «Рязанский оберег»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная справка (для педагога):

Современная городская глиняная игрушка «Рязанский оберег» создана специально для учебного процесса на народных художественных традициях Рязанской области к 900-летию города Рязани педагогом и художником Шустиной О. В. и ее учениками. Мастерской уже 27 лет и игрушка побывала в 50 странах Мира. Авторская педагогическая программа этно-художественного воспитания «Рязанский оберег» стала победителем - лауреатом в V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Лепная игрушка является прикладной частью данной программы.

Публикация «Знакомство с современной городской глиняной игрушкой „Рязанский оберег“» размещена в разделах

Цель: знакомство учащихся с основными темами художественного творчества и отличительными чертами Рязанских лепных прикладных традиций на уроках и занятиях данной направленности.

Время беседы и рефлексии: (10 мин)

Оборудование: иллюстрации на мониторе или образцы игрушек.

Задача: закрепить вновь полученные знания на основе сравнительного анализа.

Содержание (для беседы): У игрушки есть свои характерные отличительные черты. Рязанская игрушка лепится-тянется из одного куска глины, минимально налепных деталей. Игрушка не белится, а расписывается сразу по глиняному черепку цветами Земли и Солнца (сам цвет черепка, коричневые, бордо-цвета земли и красные, оранжевые, желтые, охра, белый—цвета солнца)- рязанские художественные традиции. (СМ. приложения № 1-11)

(Для сравнения можно взять Дымковскую игрушку, которая собирается из множества деталей: отдельные детали, воланчики, жгутики, фестончики. См. приложение).

На занятиях в муниципальном Детско-юношеском Центре дополнительного образования «Рязанский оберег» рассматриваются основные темы народного художественного творчества России:

• Баба - мать, роженица, защитница, хранительница очага, продолжательница рода -ее особенно почитали наши предки и очень любили изображать на предметах, окружающих их.

• Конь - был и помощником и верным другом. Коня люди сравнивали с солнцем, говорили конь-огонь. Конь-начало-начал. Верхнюю балку дома тоже называли «Конек». В игре говорили: «Давай начнем новый кон». Закон. Конец. Можно много слов найти с корнем этого слова.

• Птица-спутница Богов. Люди считали, что птица соединяет небо и землю. Птицы в мифологии разные, а в мастерской «Рязанский оберег» - птица счастья, вылеплена в виде петушка с красивым хвостом. Петушок просыпается утром и все темные силы убегают. И считают, чем краше украшена птица - счастья,тем больше радости в дом принесет.

• Древо жизни - по представлению наших предков, корни- это поклон нашим предкам, ствол-это сегодняшняя наша жизнь, ветки- наше будущее, дети.

Поэтому древо жизни изображают в виде цветистого куста.

Рефлексия: фронтальный опрос-закрепление теоретического материала.

Прикладная часть занятия : (время практической работы-25 минут):

Материалы и инструменты: глина, плотная тканевая салфетка, стеки, стержни шариковых ручек.

Лепим птицу- «боковую»

Берем кусочек глины, между ладонями или на тканевой салфетке начинаем раскатывать жгут. Раскатав «колбаску»,взяв за концы, мы сворачиваем жгут дугой. Из одного конца мы формируем головку птицы с клювиком и гребешком, из другого конца формируем хвостик, который можно украсить ажуром. Готовую птичку необходимо захватить сверху двумя пальцами и немного постучать по тканевой салфетке, на донышке должна появиться ровная площадка, позволяющая стоять птице без подставок.

Важно птичку загладить.

Пришло время нанести инструментами (стержнем, стеками, колпачками) графику -глазки, украшения. У птички появились глазки, красивый хвостик. Птичка готова.

Подсказка-(если впоследствии птичку расписывать, то намечаем только глазки и чуть грайфики. Лишняя графика будет мешать росписи)

Можно устроить мини-выставку.

(последовательность лепки рассматриваем на приложениях : 1,2,3,4,5,6.

В конце занятия задать вопрос на рефлексию: Какие темы любили изображать наши предки в прикладном творчестве.

(Рефлексия, мини выставка, уборка рабочего места 10 минут.)

На следующих занятиях мы будем лепить:

Рязанскую Бабу;

• Коня;

• Древо Жизни;

Публикации по теме:

Использование интерактивных игрушек. Знакомство с игрушкой «Чебурашка-дружочек»Использование интерактивных игрушек. Знакомство с игрушкой «Чебурашка-дружочек» Добрый день уважаемые коллеги Разрешите предложить Вашему вниманию тему- использование интерактивных игрушек Цель-познакомить детей.

Конспект занятия «История глиняной посуды» «История глиняной посуды» Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, (керамике, учить их обследуя вещи из керамики, выделять её.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик»Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОДпо художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему: "Роспись дымковской глиняной игрушки "Козлика"".

Конспект занятия «Знакомство с Романовской игрушкой» для младшей группы Цели: Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. Задачи:.

Мастер-класс «Роспись глиняной посуды для оформления патриотического уголка в группе»Мастер-класс «Роспись глиняной посуды для оформления патриотического уголка в группе» Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Я продолжаю рассказывать и показывать вам, как я пополняю патриотический уголок.

НОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группыНОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группы Цели: Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой»Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой» .

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Автор публикации:
Знакомство с современной городской глиняной игрушкой «Рязанский оберег»
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 09:50
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с современной городской глиняной игрушкой «Рязанский оберег»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Шустина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД