Елена Кабаева
Знакомство с русско-народным бытом с помощью мини-музея в ДОУ
Цель: приобщение детей к истокам русско-народного быта.
Задачи:
- познакомить детей с русской избой, с предметами русского быта (печь,люлька, чугун, сундук, половик) с русскими народными играми, пословицами, поговорками;
- формировать социально-коммуникативные умения с помощью народных игр;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народа, с предметами быта, домашней утвари, чтение русских народных сказок.
Ход экскурсии:
Детей встречает воспитатель в сарафане и кокошнике.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Добро пожаловать ко мне в избу.
(В избе мы видемь печь, на ней лоскутное одеяло. Рядом кочерга, ухват. На печке чугунок с горячей кашей.)
В давние времена на Руси строительство избы было большим делом. Созывали весь честной народ на строительство. Ведь одному человеку это было не под силу! Строили избу из бревен, которые рубили топорами. Есть и пословица русская «Не взявшись за топор, избы не срубишь». И все было сделано в избе из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, даже посуда. Дома раньше строили так, что входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше холода попадало в избу.
Печь в русской избе - это самое главное. Она занимала много места. В старину о ней говорили так: «Без печи изба – не изба». С печью была связана вся жизнь людей. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, и печка встречается во многих сказках. Какие сказки вы знаете, где печь играет важную роль? (Ответы детей : в сказке «Гуси-лебеди» печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, а в сказке «По щучьему велению» везет Емелю к царю, в сказке «Заюшкина избушка лиса на печи сидит да кричит, в сказке Жихарка печка спасла его от Бабы-Яги)
Воспитатель: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной, а чтобы было красиво – белили. А как назывался человек, который умел класть печь? (Ответ детей : печник)
Воспитатель Печник - очень ценный работник, он пользовался большим почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Ведь важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Печь кормила семью, обогревала, даже освещала дом. На ней спали, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. А ещё печка обладала и целебными свойствами: набегаются ребятишки зимой, замёрзнут, чтобы не заболеть, родители их на печку, на прокалённые кирпичи, всю хворь, как рукой снимет.
Рано утром встанет хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Про печку говорят, печка — деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев (Ответы детей) В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Готовили в чугунках. Почему называется чугунок? (Ответ детей: сделан из чугуна). Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А как можно достать горячий чугунок с кашей или супом из печки? (Предроложения детей) Вот тут нужен предмет-помощник, который всегда стоит рядом с печкой.
Отгадайте загадку:
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет» (ухват)
-А в каких сказках, тоже что-то в печи пекли? (Ответы детей : «Колосок», «Колобок», «Маша и медведь», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Царевна-лягушка»).
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку еще об одном предмете моей избы. «В небо дыра, В землю дыра,
А в середине огонь да вода» (самовар)
Это медный сосуд причудливой формы с двумя ручками по бокам для кипячения воды. Внутри него есть специальная топка, в которую засыпали угли. Она и нагревала залитую в самовар воду. Когда он появился, заваривать чай стало гораздо легче – раньше для этого надо было долго растапливать печь, а с самоваром весь процесс стал занимать всего несколько минут.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Назовите сказки, где встречается самовар. (Ответы детей: «Федорино горе», «Муха цокотуха»)
Воспитатель: А вот еще один предмет, который должен быть у каждого человека, отгадайте загадку:
«Сама не ест, а других кормит» (ложка).
У каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Есть такая поговорка «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. В каких сказках встречаются ложки? («Три медведя», мультфильм «Антошка»)
Воспитатель: Ой, ребята, тихо, кажется, кто-то плачет. Это же малыш. Вот он – в люльке. Раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках, зыбках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, там, где потеплее. Люльку закрывали пологом, чтобы малышу было спокойнее. И ее качали. А как еще можно успокоить малыша? (Ответы детей: покачать люльку, спеть колыбельную, рассказать сказку).
-Ребята, а как поют колыбельные? (тихо, нежно, ласково, с любовью).
Давайте, споём колыбельную нашему малышу. (Ребята поют колыбельную «Колыбельная»). Уснул.
-Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется этот предмет? Это сундук. Раньше в богатых семьях в нём хранили самые ценные вещи самого разного назначения. Нередко на сундуки вешали мощные замки и украшали их красивой росписью. В простых семьях в сундуках хранилась одежда, обувь, кухонная утварь. Иногда дети спали на сундуках
-Посмотрите на пол. Чем покрыт пол (половиками)
-Половики какой формы? (прямоугольные, длинные, круглые)
-Для чего пол покрывали? (для тепла)
-Половики хозяйки также изготовляли сами вручную.
У нас в Бутурлинском округе, в с. Борнуково мастера шили лоскутные одеяла и ткали половики и продавали их на ярмарках.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …. коромысло.
-Раньше водопровода в доме не было, воду нужно было носить из колодца или из реки. Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. Коромысло можно носить на одном плече или двух. В каких сказках мы встречались с коромыслом? («Морозко», «По щучьему велению»).(Демонстрация воспитателем как носили воду)
Воспитатель: Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят? (утюгом)
- А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи чугунного угольного утюга. Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг, а чтобы угли не погасли, утюгом нужно было всё время махать из стороны в сторону. Воздух попадал вот в эти дырочки, угли снова разгорались и утюг снова нагревался. Всё это было очень долго, неудобно и тяжело.
Воспитатель: Русский народ всегда славился своим гостеприимством: если ты пришёл в гости, то уж без калача, пирога, не уйдёшь. Об этом сложено много пословиц. Какие пословицы вы знаете о том, что в доме гостям всегда рады? (Ответы детей)
«Что есть в печи - всё на стол мечи»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Умей в гости звать, умей и угощать»
Воспитатель: Посмотрите, вот какие вкусные караваи пекли, баранки да плюшки. А давайте и мы с вами замесим тесто для пирогов. Что для этого нужно? (Ответы детей: Мука, молоко, масло, сахар, соль, дрожжи)
Мука хранилась всегда в чистых холщовых мешках. Прежде чем замесить тесто, нужно её просеять, что для этого понадобится, отгадайте:
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито, решето)
Ситом сеяли муку, чтобы тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. Потов в молоке растворяли дрожжи, сахар, масло, добавляли муку и замешивали тесто, давали ему время подняться. Для этого его ставили на печь в теплое место. Давайте и мы поставим. Подниматься ему надо будет долго, поэтому я вам потом принесу пирожки и угощу вас в группе.
Воспитатель: А пока поиграем в игру «Что лишнее?» (карточки: печь, колодец, микроволновая печь, чугун; лапти, пылесос, ухват, веретено; телевизор, кресло, телефон, прялка; дом, изба, многоэтажный дом, двухэтажный дом (дети должны выбрать лишний предмет).
Воспитатель: А в завершении нашей экскурсии я хочу вам прочитать стихотворение о моей избе.
Русская изба просторна да хороша
В гости всех приглашает она.
В избе комната одна,
Горницей названа она.
Угол русская печь занимала,
Семью от бед оберегала.
Этот угол печным называли,
Царством женщин считали.
Здесь хозяюшки колыбельку качали,
В тепле старые да малые обитали.
Возле печки дети играли,
На палатях в тепле спали.
Второй угол избы
Напротив печи.
Здесь женщины и девицы
На лавках сидели.
Пряли да ткали,
Шили да вышивали.
Всю семью одевали.
Третий угол избы,
По диагонали от печи,
Хозяева избы почитали.
Красным углом его называли.
Здесь душа избы обитает,
Всю семью объединяет.
Гостей в красный угол провожают,
За стол на лавки сажают,
Да хлебом с солью угощают.
Четвёртый угол – мужской.
Этот угол не простой.
Здесь лавка – коник стоит,
Инструменты хозяина хранит.
Вечерами мужчина на лавке сидит,
Для хозяйства что – то мастерит.
Не красна изба углами,
А красна – пирогами!
- Приходите ко мне еще в гости. Я вас еще познакомлю с предметами, которые есть в моей избе.